Начнём с начала: Указ Президента о создании нового законотворческого органа основывается на статье 102 и 28 пункте 1-ой части статьи 106 действующей Конституции Украины.

 

 

"Ни в одной из этих статей не идет речь о создании новых органов обладающих правом законодательной инициативы. Статья 102 говорит только о том, что Президент является гарантом исполнения действующей Конституции Украины, а 28 пункт ст. 106 утверждает, что в рамках средств, предусмотренных госбюджетом Украины, Президент имеет право создавать консультативные, совещательные и другие вспомогательные органы и службы" – комментирует ситуацию глава Общественного объединения "Киевская Русь" Ирина Мороз.

 

 

Всего совет насчитывает 97 членов, возглавляемых, как уже было отмечено, самим Виктором Ющенко. Немало в новообразовавшейся структуре и представителей президентского секретариата и Совета нацбезопасности и обороны 7 участников.

 

 

В состав совета также включили премьер-министра Украины Юлию Тимошенко и ряд депутатов Верховной Рады - всего народных избранников от партий, вошедших в состав парламента, насчитывается 43 человека.

 

 

Из представителей парламентских политических партий избранными оказались 13 человек от Партии Регионов (включая Виктора Януковича, Николая Азарова и Раису Богатыреву), 9 от блока Юлии Тимошенко (не считая премьер-министра), 5 от блока Литвина и 4 от коммунистов. Зато от пропрезидентской "Нашей Украины" - целых 12.

 

 

При этом Ющенко также включил в состав участников и народного депутата от НУНС Мустафу Джемилева - главу непризнанного крымско-татарского меджлиса, инициировавшего в начале декабря 2007 года создание отрядов самообороны для защиты  "земельных интересов" крымско-татарского народа.

 

 

Напомним, это тот самый Джемилев, о действиях которого, на момент создания отрядов самообороны, помощник секретаря СНБО, а ныне министр топлива и энергетики Украины Юрий Продан, говорил следующее: «Решение меджлиса крымско-татарского народа разрешить крымским татарам создавать отряды самообороны для защиты их "земельных интересов" на полуострове является нарушением украинского законодательства. Это решение меджлиса, которым руководит Мустафа Джемилев, еще больше обострит ситуацию на полуострове, в частности в сфере земельных отношений» – заявил он.

 

 

Остается загадкой, почему Президент решил доверить написание Конституции человеку, возглавляющему нелегальную организацию, основной целью которой является создание собственного крымско-татарского государства на территории Украины (т.е. имеющей откровенно сепаратистские цели) и публично поддерживающего самозахваты земель прибрежной полосы. Видимо, из 48 миллионов граждан Украины других достойных высокой должности не нашлось или сказался татарский  опыт управления "землей русской", приобретенный еще во времена Золотой орды.

 

 

Помимо нардепов и сотрудников Секретариата Президента, поработать над Конституцией пригласили 13 членов Академии Наук Украины, 7 преподавателей ВУЗов, судей Верховного и Конституционного Суда в отставке (?!), 10 представителей различных фондов, общественных организаций и институтов, 6 глав областных администраций и др. Надо сказать, что при этом в состав Совета не был приглашен ни один украинский журналист.

 

 

Кстати, Партия регионов не имеет ничего против написания Основного закона Украины Советом, созданным лично Виктором Андреевичем. Так нардеп от Партии Регионов Юрий Мирошниченко уверен, что Совет был создан для поиска компромисса в вопросе подготовки новой редакции Конституции. "Относительно возможности наработки единого консолидированного варианта, то, мне кажется, как раз для этого и создавался этот Совет. Для того чтобы согласовать позиции, услышать мнение ученых и попробовать на таком профессиональном уровне подойти к подготовке изменений к Конституции Украины". Такое заявление нардепа приводится на официальном информационном сервере Партии Регионов.

 

 

Блок Юлии Тимошенко, в предвыборный период выступавший за принятие Конституции исключительно на референдуме, причем в два этапа, пока что отмалчивается. Впрочем, сам президент также допускает возможность принятия Конституции на всеукраинском референдуме, но только "по народной инициативе".  

 

 

Инициативу, согласно которой Правительство Украины намерено кардинально переписать Основной закон, прокомментировал Чрезвычайный и полномочный посол Чешской Республики в Украине Ярослав Башта: «У нас в Чехии, всегда, когда появлялись какие-то предпосылки для внесения изменений в Конституцию, то все говорили, что для стабильности к таким вещам нужно подходить очень-очень осторожно. И, надо отметить, что в Конституцию нашего государства вот уже последние пятнадцать лет не вносилось никаких изменений, кроме, тех которые понадобились для нашего вступления в Евросоюз и НАТО. Поэтому, Конституция должна быть тем, чем она является, например в США, где Конституция действует уже на протяжении нескольких сот лет. Бывают некоторые поправки или дополнения, но саму Конституцию никто не переписывает».

 

 

«Европейский подход ближе к тому, что когда есть Конституция, то надо найти путь, как ее исполнять, а не переписывать», - отмечает Ярослав Башта.

 

 

Отметим, что провести референдум по народной инициативе в Украине достаточно сложно. Так, например, за предыдущий год по народной инициативе в столичном Киеве около 20 раз пытались провести референдум о недоверии меру города и Киевсовету. И каждый раз киевская власть давала отворот-поворот инициаторам, а Леонид Черновецкий до сих пор остается мэром.

 

Семён Морок