А ведь именно отделение Косова от Сербии, равно как и сопутствующие этому обстоятельства, должно было бы стать предметом пристального внимания украинской внешней политики.

 

Для начала немного предыстории косовской проблемы. Косово и Метохия (историческое и официальное сербское название провинции, Косово – сокращенный вариант названия) было центром образования сербской государственности.

 

Ни в одной православной стране мира нет такой высокой концентрации древних, преимущественно XI-XV веков построек, церквей, монастырей и других православных святынь, как в этом крае.

 

Состоявшаяся на Косовом поле в 1389 году битва сербов с турками, подвиги сербских воинов дали богатую пищу сербскому эпосу, способствовали становлению национального самосознания сербского народа.

 

Примерно тысячу лет – с VIII вплоть до XVII-XVIII веков - славяне составляли подавляющее большинство населения Косова и Метохии. Албанцы наращивали свое присутствие в крае постепенно – после нескольких неудачных восстаний против турецкого господства, спасаясь от резни, сербы десятками тысяч бежали из края. На их место переселялись единоверцы турок – албанцы-мусульмане.

 

В XX веке количественному росту албанского населения Косова и Метохии способствовала и демографическая ситуация – в албанских семьях рождалось по 5-7 детей, тогда как в сербских – 2-3. В результате, в автономном крае Косово и Метохия к 1999 году из 2-миллионного населения, сербы составляли около 300 тысяч.

 

В 1999 году агрессия НАТО против Югославии привела к фактическому отчуждению Косова и Метохии от Югославии и Сербии. Косово превратилось практически в моноэтничный албанский регион. После многочисленных нападений албанских боевиков, часто при попустительстве натовцев, сербы, опасаясь стать жертвами этнических чисток, массово покинули многие районы края. Всего из Косова выехало 200 тысяч сербов – 2/3 сербского населения Косова.

 

Сегодня сербы живут в этнических гетто, за пределами городов, они практически лишены свободы передвижения по краю, не имеют своего представительства в органах власти.

 

Сербская собственность в крае (предприятия, дома, прочее) – и частная, и государственная – была захвачена либо силой, либо в полупринудительном порядке выкуплены по заниженным в разы ценам.

 

С 1999 года албанцами было уничтожено более сотни сербских церквей, монастырей, православных святынь, многие из которых были занесены в список ЮНЕСКО.

Несколько слов о юридической стороне косовской "независимости". В 1999 была принята резолюции Совета Безопасности ООН (№ 1244), где сказано, что страны ее подписавшие подтверждают "незыблемость суверенитета и территориального интегритета Союзной Республики Югославии (состоявшей тогда из Сербии и Черногории) и речь в ней шла только о "существенной автономии и реальном самоуправлении Косова".

 

Ни в одном пункте резолюции не упоминалось о чем-то большем, чем "предоставление существенной автономии в составе СРЮ". Более того, документ содержал еще два обязательных пункта, не выполненных албанцами при содействии НАТО. Речь шла о возвращении беженцев и допуске сербской армии в Косово для охраны ключевых пунктов границы и объектов сербской культуры.

 

Упомянутая резолюция была и остается основным действующим международно-правовым документом относительно Косово. Попытка США и лидеров Евросоюза в минувший четверг протянуть на экстренном закрытом заседании Совета Безопасности ООН решение в поддержку косовской независимости провалилось – его поддержали лишь 5 из 15 членов Совбеза ООН. Основному союзнику Сербии, России, не понадобилось даже применять право вето.

 

В новейшей (а не средневековой) европейской и всемирной истории, после создания в 1945 году ООН, в соответствии со всеми международными документами, носителем права на самоопределение является народ, а не национальное меньшинство, которым, с конституционно-правовой точки зрения, всегда были албанцы в Югославии и Сербии. К тому же албанцы имеют собственное национальное государство – Албанию – уже почти столетие.

 

Теперь у албанцев появляется еще одно государство, но его признание чревато цепной реакцией, которая уже в ближайшее время может затронуть десятки стран.

 

Косово стало прецедентом, опасным для многих европейских стран. В Европе уже давно отсутствуют национально однородные территории. А те, которые ими когда-то являлись, постепенно перестают таковыми быть.

 

Великобритания (Северная Ирландия, Уэльс, Шотландия,); Испания (Страна Басков и Каталония); Кипр (Республика Северного Кипра); Бельгия (Фландрия и Валлония); Италия (север и бедный юг); Франция (Корсика и мусульманские кварталы); Хорватия (Сербская Краина); Германия (турецкие и курдские иммигранты) – это только перечень стран-членов ЕС с их "проблемными" зонами, похожими на косовские.

 

Заявления западных политиков и дипломатов о том, что "Косово – особый случай" является пустой демагогией. Абхазия и Приднестровье, Нагорный Карабах и Южная Осетия – с не меньшим основанием смогут и вправе будут требовать признания своей независимости. Это означает резкое усиление нестабильности уже совсем недалеко от украинской границы.

 

Как отреагировало украинское внешнеполитическое ведомство на провозглашение косовской независимости? Кроме тезиса о том, что "сегодня позиция Украины относительно Косово еще окончательно не сформирована", заявление министра иностранных дел Огрызко содержало тезис, созвучный американскому: "100%, что позиция Украины будет заключаться в том, что этот факт не может быть прецедентом".

 

И даже, если независимость Косово не будет признана Украиной, форма непризнания будет крайне обтекаемой. А между тем, четкое и внятное дипломатическое противодействие провозглашению косовской независимости соответствовало бы национальным интересам Украины.

 

В Украине тоже есть свое потенциальное "Косово". Разумеется, речь идет о Крыме. Причем в Крыму ситуация еще более неоднозначна. С одной стороны, Крым, единственный регион Украины, где большинство населения составляют не украинцы, а русские.

 

С другой, при сохранении существующего соотношения темпов рождаемости у славянского (украинцев и русских) и крымско-татарского населения в Крыму, крымские татары через несколько десятилетий будут составлять большинство населения на полуострове.

 

Массовые столкновения с милицией, этнические и религиозные конфликты уже привычная "часть" крымского "пейзажа". А значит "косовский сценарий" в Крыму тоже возможен.

 

И все надежды на то, что децивилизованный мир никогда не пойдет на поддержку крымского сепаратизма и его международное признание, не более чем иллюзии. Кстати, отстоять Косово и Метохию Сербии не помогло четкое выполнение всех выдвигаемых западом требований – вплоть до нарушения сербской конституции в случае с выдачей Милошевича в Гаагский трибунал.

 

Украина пока оказалась единственной православной страной (или, выражаясь корректно – страной с преимущественно православным населением), не выразившей решительного несогласия с отторжением от православной славянской Сербии части ее территории. Хотя не только Россия и Белоруссия, но даже и Греция, Кипр, Болгария и Румыния, входящие и в Евросоюз и НАТО, такие заявления сделали.


 

Евгений Филиндаш