В "посвященных" кругах бытует почти мистическое мнение. Дескать, любая контркультура - вовсе не зеркало и даже не антизеркало общества. А только лишь информационный продукт неких таинственных властителей судеб: спецслужб, инопланетян, Била Гейтса, etc. Эдакое зерно, которое стоит лишь забросить в благодатную тинейджерскую почву и... у традиции появится альтернатива.

 

Такому зерну положено проростать, а через какое-то время индустрия (конечно же - товаров и услуг) сможет собрать 25 мешков золотых плодов. А общество, впечатлившись растеньицем, чуть изменит главный курс. Ведь первоначальная идея будет гарантированно забыта, а ритуал... станет на поток.

 

Вряд ли стоит отрицать, что, к примеру, образ хиппи актуален до сих пор. Фолк-мода стала брэндом, на джинсовом стиле сумели развиться целые текстильные империи. Славная толерантность не более, не менее переросла в толерастию... То есть, состояние общей апатии и всеприемлемости. Нам предоставили свободу, но она лишила нас возможности протестовать. К чему протесты - если право на существование есть абсолютно у всего? Лозунги свободной любви обернулись неразборчивостью в половых связях, а затем - нивеляцией секса как общечеловеческой ценности и вовсе асексуальностью. Человечество стало слишком свободным, чтобы размножаться.

 

Однако своя субкультура у 21 века все еще есть. Она разодета в футболки с мультяшными героями, разукрашена в черно-розовый... И она же привыкла скорбить, но отнюдь не бороться за место под солнцем. Эмо-киды беспечно пьют пиво в переходах метро, слушают эмоциональные заунывные песни и смешивают понятия гламура и антигламура в единое целое.

 

Как водится, субкультуру обслуживает целый ряд мировых брэндов - от производителей кросовок до косметических компаний. Более того, субкультура эмо как никакая другая соотносится с понятием вещизма. Внешние атрибуты, которые у хиппи были преимущественно творческими и самодельными (вышивка, хайратники, феньки), у эмо напрямую связаны с потреблением.  

 

По законам развития альтернативного течения эмо отталкиваются от устоявшихся канонов, чтобы быть понятыми и принятыми в обществе потребления. Однако тут же привносят свое. Для эмо деньги и престиж не являются самоцелью - лишь средством, необходимым для соблюдения ритуала. Бороться же за карьеру и престиж в рамках субкультуры не принято. Успешность сама по себе порицается.

 

Эмо, в отличии от хиппи, не хотят секса. Ведь эмо - это дети, притом - лишенные пола. Эти дети могут стать жертвой чьих-то недобрых помыслов и эротичных фантазий. Но не способны и, более того, не желают выступить агрессорами.

 

Субкультура привозносит обособленность - некую данность современного общества - и создает прогноз на ближайшее будущее. Ведь в погоне за выгодой, высокими стандартами и бесконечным количеством социальных, этических и сексуальных побед мы становимся одинокими воинами. И понемногу приближаемся к тому этапу, когда социальная "мишура" утратит ценность. А единственной данностью станет одиночество... Нам останется лишь жалеть себя.

 

Пока эмо - лишь группа подростков, общество не относится к ним слишком серьезно. Но как и всякая субкультура розовые мальчики и девочки вскоре рискуют заразить это самое общество и увлечь за собой.

 

Поколение эмо - весьма логичный запрос "сильных мира сего". Общество, зараженное толерастией уже не протестует, однако и не поддается управлению. И это общество весьма логично заставить страдать и даже получать от страдания удовольствие. На выходе мы получаем покорных жертв, готовых безропотно воспринять свою роль. Более того, стремящихся стать жертвами. Если толерастия предполагает разрозненный поток индивидуумов, избирающих разные пути и глядящих в разные стороны, эмо унифицируют горизонт альтернатив в единственную прямую.

 

Многие фантасты, описывая антиутопичное общество будущего, изображают неких нереальных прекрасных и миролюбивых созданий. По классическим канонам, такие герои отрицают понятие гендерности, сексуальное желание, любые классовые признаки. В течение всей жизни герои остаются вечными детьми. И когда путешественник из нашего времени волей-неволей попадает "назад в будущее" он непременно удивляется: эти люди не мыслят плохого и абсолютно не знают агрессии. Их может расстроить любая мелочь. А к первому встречному они абсолютно дружелюбны. Однако, ядром истории остается тот факт, что общество, отказавшееся вести свои микровойны и презревшее понятие социальных благ... неизменно деградирует.

 

Иногда в фантастических романах существует и антикласс - полная противоположность "бесполым ангелам". Так, в романе Герберта Уэллса "Машина времени" милым, но уже деградировавшим пацифистам противостоит стая пещерных людей, которая использует своих наземных современников как крупный рогатый скот.

 

И если вдуматься, общество 21 века очень близко к классической антиутопии. Жертвенные и страдающие ангелы-эмо (ах, бедная Европа) - с одной стороны, а с другой спецслужбы, инопланетяне, Усама Бен Ладен. Впрочем, найти всесильного антиэмо достаточно просто. Ведь любая субкультура кем-то и для чего-то создается.

Ольга Черныш, NOVOSTI.UA