- Ростислав Иванович, вы были старшим из братьев в семье. Как складывались отношения с младшими?
- Олег был на 14 лет моложе меня. Это довольно существенная разница в возрасте. Наш отец был репрессирован и погиб в сталинских лагерях, поэтому я был не только старшим из братьев, но и старшим из мужчин в семье. На мне, как и на маме, лежала ответственность и забота о младших – Коле и Олежке.
В начале 50-х я жил в Минске, работал в местном театре. Семья – бабушка, мама, Коля и Олег – к тому времени перебрались в Самару. Они занимали тесную комнату в коммуналке. Жили очень бедно, мальчишки вынуждены были спать на полу. Удобств никаких, туалет во дворе. Весь груз забот о семье лег тогда на мамины плечи. День и ночь она вынуждена была работать, чтобы накормить детей. Но, несмотря на бытовые трудности, маме удалось привить детям любовь к чтению. Сколько я себя помню, нашим любимым занятием было чтение.
Чтобы как-то помочь семье, я предложил маме перевезти Олега к себе в Минск. Я в то время жил в театральной гримерке, здесь же поселил и Олега. В гримерке мы жили, репетировали, Олег готовился к урокам. Как-то к нам зашел главреж театра, и, увидев брата, сказал, что в завтрашнем спектакле есть роль мальчика, и Олег, как нельзя лучше подойдет на эту роль. На следующий день в спектакле «Барабанщица» брат сыграл свою первую театральную роль. Олег так легко и уверено держался перед публикой! С дикцией и речью, конечно, были некоторые проблемы, но на это никто не обратил внимания, так органично и естественно он выглядел на сцене. Но, несмотря на, можно сказать, успешный дебют, Олег о сцене не думал, он гонял с мальчишками в футбол, очень любил спорт. Довольно серьезно был настроен на поступление в мединститут на стоматологический факультет.
Несмотря на сложности и бытовое неустройство, я с удовольствием вспоминаю то время – очень теплое и душевное.
- Что же определило театральную карьеру брата?
- Жизнь в Самаре постепенно стала налаживаться. Коля вырос, пошел работать, стал жить отдельно. Мама, вдруг почувствовав себя одиноко, стала просить Олега вернуться в Самару. Олег приехал и здесь принял твердое решение поступать в театральный институт. Здесь же он встретил свою судьбу – жену Людмилу. О том, что Олег женился, я узнал, можно сказать, случайно. Когда приехал в Самару, брат встречал меня с какой-то девушкой. Вот тут-то мы и познакомились. Оказалось, они втайне от всех поженились. Олегу был всего 21 год. Мы, трое братьев, женились очень рано, но один раз и навсегда. Это у нас семейное, так нас воспитала мама – хранить верность и быть преданным только одной женщине, матери своих детей. Уверен, что всем нам с женами повезло. Людмиле, однако, досталось больше всех. Бесчисленные поклонницы Олега не давали ему прохода, и даже Людмиле угрожали по телефону. Но она, проявив мудрость и такт, выстояла и сохранила семью. Считаю, что в этом ее заслуга. Мы с братом пришли к заключению, что счастье – это не только огромное желание мчаться на работу, но с еще большим стремлением – домой, в семью, к детям, к любимой женщине.
- Вам вместе приходилось сниматься в кино. Какая работа была первой?
- В картине «Служили два товарища». Это был очень серьезный и высоконравственный фильм о гражданской войне. Олег успешно прошел кинопробы на главную роль красноармейца Андрея Некрасова. Это был его второй фильм. Я играл полковника Васильчикова в эпизодической роли. Мы с братом оказались в одной команде с Высоцким, Быковым, Папановым, уже тогда известными и популярными актерами. Состав мощнейший! Олег выглядел блестяще, играя наравне с именитыми мастерами. Меня переполняло чувство гордости за брата. Картину, кстати, снимали под Одессой. В Одессе я родился, это мой родной город. Помимо съемок мы много гуляли по городу, любовались его акациями и каштанами, купались в море.
- Олег Иванович сыграл почти сто ролей в кино, персонажи каких из них были похожи на него?
- В каждую роль он вкладывал частичку себя. Его последняя масштабная работа – Каренин в фильме «Анна Каренина» Сергея Соловьева. Его герой был не совсем по Толстому. В кадре был мой брат, всепрощающий и мудрый. В съемках он участвовал, уже будучи безнадежно больным. Он звонил и говорил мне, насколько ему тяжело работать, но обещал крепиться.
- Как вам запомнилась ваша последняя встреча?
- У нас в семье существует давнишняя традиция – каждый год на католическое Рождество мы собираемся в доме моего сына. У Игоря жена Католичка. Хорошо помню, как на фоне всеобщего веселья присутствовало тревожное ощущение. Совсем скоро, в феврале, мы собрались на 65-летний юбилей Олега. Все присутствующие заметили, насколько изменился Олег, съедаемый болезнью. Но брат держался, выслушивал и благодарил за теплые пожелания, крепился из последних сил. Когда все разошлись, он, обессилевши, упал без сознания. Кстати, Роберт де Ниро, старый приятель Олега, узнав о его болезни, срочно приехал в Москву. Роберт, пытаясь поддержать Олега, рассказывал, как в свое время ему удалось побороть рак предстательной железы, какие прогрессивные методики испытал он в борьбе за жизнь и здоровье. Рекомендовал самые передовые клиники, но, к сожалению, болезнь прогрессировала, и было уже слишком поздно.
«В детстве кинофильмы мы смотрели через окно, а спектакли из-под кресел»
Все трое братьев Янковских избрали для себя профессию актера. Ростислав, старший, больше пятидесяти лет служит в минском театре, Николай – в саратовском. Так сложилась судьба.
«В детские годы за отсутствием средств нам приходилось пускаться во все тяжкие, чтобы посмотреть кинофильм или спектакль», признается Ростислав. Нашими зрительными местами были карниз на здании кинотеатра или пол под креслами в ТЮЗе. Меня радует, что нашим детям не испытать ничего подобного. У них, слава Богу, другое детство. Игорь, мой старший сын, стал неплохим актером, снялся в кинофильме «Приключения принца Флоризеля».
Филипп, сын Олежки, хорошо зарекомендовал себя в режиссуре, снял замечательный, на мой взгляд, фильм «В движении». Мне довелось сняться в его «Статском советнике», от чего получил настоящее удовольствие. Мне кажется, Филипп – настоящий творец, у него большое будущее. После съемок «Статского советника» Филипп сказал, что от обилия звезд на съемочной площадке ощутил себя в некотором смысле тренером «Милана». У Олега была идея сняться в продолжении этой картины в роли состарившегося Фандорина, он даже обсуждал с писателем Акуниным сценарий, но судьба распорядилась иначе.
- Олег был на 14 лет моложе меня. Это довольно существенная разница в возрасте. Наш отец был репрессирован и погиб в сталинских лагерях, поэтому я был не только старшим из братьев, но и старшим из мужчин в семье. На мне, как и на маме, лежала ответственность и забота о младших – Коле и Олежке.
В начале 50-х я жил в Минске, работал в местном театре. Семья – бабушка, мама, Коля и Олег – к тому времени перебрались в Самару. Они занимали тесную комнату в коммуналке. Жили очень бедно, мальчишки вынуждены были спать на полу. Удобств никаких, туалет во дворе. Весь груз забот о семье лег тогда на мамины плечи. День и ночь она вынуждена была работать, чтобы накормить детей. Но, несмотря на бытовые трудности, маме удалось привить детям любовь к чтению. Сколько я себя помню, нашим любимым занятием было чтение.
Чтобы как-то помочь семье, я предложил маме перевезти Олега к себе в Минск. Я в то время жил в театральной гримерке, здесь же поселил и Олега. В гримерке мы жили, репетировали, Олег готовился к урокам. Как-то к нам зашел главреж театра, и, увидев брата, сказал, что в завтрашнем спектакле есть роль мальчика, и Олег, как нельзя лучше подойдет на эту роль. На следующий день в спектакле «Барабанщица» брат сыграл свою первую театральную роль. Олег так легко и уверено держался перед публикой! С дикцией и речью, конечно, были некоторые проблемы, но на это никто не обратил внимания, так органично и естественно он выглядел на сцене. Но, несмотря на, можно сказать, успешный дебют, Олег о сцене не думал, он гонял с мальчишками в футбол, очень любил спорт. Довольно серьезно был настроен на поступление в мединститут на стоматологический факультет.
Несмотря на сложности и бытовое неустройство, я с удовольствием вспоминаю то время – очень теплое и душевное.
- Что же определило театральную карьеру брата?
- Жизнь в Самаре постепенно стала налаживаться. Коля вырос, пошел работать, стал жить отдельно. Мама, вдруг почувствовав себя одиноко, стала просить Олега вернуться в Самару. Олег приехал и здесь принял твердое решение поступать в театральный институт. Здесь же он встретил свою судьбу – жену Людмилу. О том, что Олег женился, я узнал, можно сказать, случайно. Когда приехал в Самару, брат встречал меня с какой-то девушкой. Вот тут-то мы и познакомились. Оказалось, они втайне от всех поженились. Олегу был всего 21 год. Мы, трое братьев, женились очень рано, но один раз и навсегда. Это у нас семейное, так нас воспитала мама – хранить верность и быть преданным только одной женщине, матери своих детей. Уверен, что всем нам с женами повезло. Людмиле, однако, досталось больше всех. Бесчисленные поклонницы Олега не давали ему прохода, и даже Людмиле угрожали по телефону. Но она, проявив мудрость и такт, выстояла и сохранила семью. Считаю, что в этом ее заслуга. Мы с братом пришли к заключению, что счастье – это не только огромное желание мчаться на работу, но с еще большим стремлением – домой, в семью, к детям, к любимой женщине.
- Вам вместе приходилось сниматься в кино. Какая работа была первой?
- В картине «Служили два товарища». Это был очень серьезный и высоконравственный фильм о гражданской войне. Олег успешно прошел кинопробы на главную роль красноармейца Андрея Некрасова. Это был его второй фильм. Я играл полковника Васильчикова в эпизодической роли. Мы с братом оказались в одной команде с Высоцким, Быковым, Папановым, уже тогда известными и популярными актерами. Состав мощнейший! Олег выглядел блестяще, играя наравне с именитыми мастерами. Меня переполняло чувство гордости за брата. Картину, кстати, снимали под Одессой. В Одессе я родился, это мой родной город. Помимо съемок мы много гуляли по городу, любовались его акациями и каштанами, купались в море.
- Олег Иванович сыграл почти сто ролей в кино, персонажи каких из них были похожи на него?
- В каждую роль он вкладывал частичку себя. Его последняя масштабная работа – Каренин в фильме «Анна Каренина» Сергея Соловьева. Его герой был не совсем по Толстому. В кадре был мой брат, всепрощающий и мудрый. В съемках он участвовал, уже будучи безнадежно больным. Он звонил и говорил мне, насколько ему тяжело работать, но обещал крепиться.
- Как вам запомнилась ваша последняя встреча?
- У нас в семье существует давнишняя традиция – каждый год на католическое Рождество мы собираемся в доме моего сына. У Игоря жена Католичка. Хорошо помню, как на фоне всеобщего веселья присутствовало тревожное ощущение. Совсем скоро, в феврале, мы собрались на 65-летний юбилей Олега. Все присутствующие заметили, насколько изменился Олег, съедаемый болезнью. Но брат держался, выслушивал и благодарил за теплые пожелания, крепился из последних сил. Когда все разошлись, он, обессилевши, упал без сознания. Кстати, Роберт де Ниро, старый приятель Олега, узнав о его болезни, срочно приехал в Москву. Роберт, пытаясь поддержать Олега, рассказывал, как в свое время ему удалось побороть рак предстательной железы, какие прогрессивные методики испытал он в борьбе за жизнь и здоровье. Рекомендовал самые передовые клиники, но, к сожалению, болезнь прогрессировала, и было уже слишком поздно.
«В детстве кинофильмы мы смотрели через окно, а спектакли из-под кресел»
Все трое братьев Янковских избрали для себя профессию актера. Ростислав, старший, больше пятидесяти лет служит в минском театре, Николай – в саратовском. Так сложилась судьба.
«В детские годы за отсутствием средств нам приходилось пускаться во все тяжкие, чтобы посмотреть кинофильм или спектакль», признается Ростислав. Нашими зрительными местами были карниз на здании кинотеатра или пол под креслами в ТЮЗе. Меня радует, что нашим детям не испытать ничего подобного. У них, слава Богу, другое детство. Игорь, мой старший сын, стал неплохим актером, снялся в кинофильме «Приключения принца Флоризеля».
Филипп, сын Олежки, хорошо зарекомендовал себя в режиссуре, снял замечательный, на мой взгляд, фильм «В движении». Мне довелось сняться в его «Статском советнике», от чего получил настоящее удовольствие. Мне кажется, Филипп – настоящий творец, у него большое будущее. После съемок «Статского советника» Филипп сказал, что от обилия звезд на съемочной площадке ощутил себя в некотором смысле тренером «Милана». У Олега была идея сняться в продолжении этой картины в роли состарившегося Фандорина, он даже обсуждал с писателем Акуниным сценарий, но судьба распорядилась иначе.