- Давным-давно вы сказали что "я должен держаться корней". Остались ли у нас корни? Или все уже "турки своими муляжами" застроили, и мы пребываем сейчас в "Древнерусской тоске"?
- А у меня к вам контрвопрос. Куда эти корни могли деться? Пушкин что, может заменить "Макдональдс", если вы это имеете в виду? Вся культура, все корни как были, так и есть. И деться они никуда не могут. И если мы из-за "Макдональдса" их не замечаем, значит, у нас что-то очень плохо со зрением. Люди жалуются, что очень мало хорошей музыки на радио. Спрашивается: зачем искать хорошую музыку на радио? Она - в других местах. Она - на винилах, хороших СD, на худой конец, в МР3. Почему люди стали позволять себе, чтобы их большие дяди водили за руку? Да еще и с завязанными глазами. Раньше было не так. Хоть кто-то рыпался. А теперь все разводят руками и говорят: "Ой, по телевизору такую гадость показывают!" Так зачем же вы смотрите эту гадость? Вы сами себя унижаете этим.
- Когда люди позволяют взять себя за руку и куда-то вести, может, в этом заключается их тоска по жесткой руке?
- Вот здесь я с вами полностью согласен. Только в том плане, что всех людей у кого эта тоска есть, и следует отдать в эту самую жесткую руку. Как, собственно, это и происходит. И тогда для тех из нас, кто могут ходить сами, места станет больше.
- Россию погубят либералы (а мнение такое есть), как вы. Вот поэтому сейчас там жесткая рука ведет всех в правильном телевизионном направлении?
- Ведут только тех, кто хочет вестись. А что, при советской власти было по-другому? Все так же слушали и смотрели, что им дают. Такая себе "жвачка". Только в СССР она была покачественней. Но не намного. Она была порочна другим... Но зато в то время наказывали тех, кто этого не хочет слушать. А сейчас полная свобода: хочешь - жуй, хочешь - нет.
- А нет ощущения, что вы со своей, например, "Аделаидой", грубо говоря, мечете бисер перед свиньями?
- Если только я начну считать людей свиньями, значит, мне нужно немедленно заканчивать с нормальной жизнью и идти сдаваться в дурдом. Ни один человек в мире не хуже и не лучше меня. Все одинаковы, все от Бога. А если мне не нравится чье-то поведение, значит, во мне самом что-то не в порядке. Святой во всем видит святое. Даже в самом закоренелом воре. Зато вор в каждом святом видит вора. Вот и выбирайте, какая точка зрения вам ближе.
- Во времена советской "жвачки" легче не писалось? Все-таки тогда был более понятный враг - власть... А сейчас врагов нет. Каждый ковыряется в собственной душе.
- Так в душе и есть главный враг: наша лень, тупость, невежество. А другого врага никогда на самом деле не было. И если кто-то при советской власти писал песни только потому, что считал ее врагом, значит, мне очень жаль его. Как можно на такое ничтожество, как власть, обращать внимание? Это не тема для песен. И ни для кого это не было темой - ни для Высоцкого, ни для Галича, ни Окуджавы. Потому что в итоге они пели про то, что сделало советскую власть возможной: о наших невежестве и тупости.
- Может, это наша природная черта и бороться с этим, в том числе и посредством песен, бессмысленно?
- Так это не только наша черта. Во многих странах мира происходит то же самое. Посмотрите на США. Там происходит что-то очень похожее на Советский Союз. С американской спецификой. К сожалению, большая часть народонаселения не блистает умом. Да, собственно, это и не их дело – блистать. Все люди разные. Так что повода брызгать слюной и звать на баррикады нет никаких. Все как было еще с библейских времен, так и осталось. Изменяются внешние признаки времени, а внутреннее содержание человека остается неизменным.
- Так что, получается, ничего не изменилось, хотя бы за то время, что вы поете. Как были "козлы" и "генералы, пьющие и едящие нашу смерть", так и они и остались? Обидно...
- В песне "Козлы" я в первую очередь пою сам о себе. Как мы только что с вами выяснили. Ибо человек, который считает всех козлами, сам недалеко от них ушел.
- "Маемся, маемся - то грешим, то каемся". Это извечное состояние мятущегося русского духа?
- Почему русского? Не только. Думаете, французы другие? Или янки? Я знаю очень много мающихся американцев. Но Россия, естественно, имеет свою самобытность. Но я думаю, что это не состояние исключительно русской души. Это состояние невежественной души. Опять таки, человек мается, пока он не знает. А чтобы узнать, нужно прежде всего внимательно к самому себе присмотреться. А вот этого делать не хочет никто. Потому что лень - страшно, и это не так просто на самом деле. Для того, чтобы заглянуть себе в душу, требуется воля. Ибо сознание сразу же ставит такие дымовые завесы, что сквозь них не так легко пробраться.
- Что случилось с одними из самых ярких представителей мятущегося русского духа – вашими собратьями по рок-движению? Разругались со страниц газет.
- Так душа-то мечется. Как только перестанет метаться – все станет ясно. А что, они действительно ругаются?
- Дословно не помню, но Кинчев, например, в одном из недавних интервью сказал приблизительно так: "Шевчук делает свой выбор, почему нет? Только вопрос – если сначала обзываешь музыкантов игравших на Красной площади "разносчиками культуры", то зачем через пару дней ехать получать премию "Чартова Дюжина", где сосредоточены эти "разносчики"? Разгуливать по кулуарам и вести задушевные беседы с теми, кто отколесил тур в поддержку Медведева? Хоть бы драку устроил, была бы хоть какая-то последовательность позиции, а так - ерунда какая-то". Вас, Борис Борисович, это не беспокоит?
- А почему это должно меня беспокоить? Я, честно говоря, не очень обращаю на это внимания. Ну если им так хочется. Они, безусловно, очень талантливые люди, одаренные, много что сделавшие. Если им хочется играть в эти детские игры, то почему нет? Честь им и хвала! Каждый имеет право на собственную контролируемую глупость. Но только до тех пор, пока она контролируемая.
- Но ведь бывает, что глупость приводит к очень плачевным последствиям.
- Разве?
- Например, когда рок-музыканты пытаются влезть в шоу-бизнес и это приобретает совершенно идиотские формы. Например, Диана Арбенина принимала участие в шоу "Две звезды".
- Честно говоря, я понятия не имею, чем занимается Арбенина, но, насколько я понимаю, то, что мы называли "советским роком", было противовесом эстраде. Вместо эстрады у нас теперь как более широкое понятие появился шоу-бизнес. И если людям вдруг захотелось попасть в шоу-бизнес, - вероятно, они просто хотят денег заработать. Что ж тут поделать? Но один выдающийся человек сказал, что "нельзя служить двоим богам - и Момону, и Единому".
- А что двигало вами, русским музыкантом, когда вы запели на английском языке? Желание донести что-то иностранцам о мятущемся русском духе? Или это был чистой воды коммерческий проект?
- Я делал это исключительно для англо-американского рынка. И писал по-английски только потому, что в тот момент это было для меня формой самовыражения. Я по-английски пытался сказать то, что мне было сложно сказать по-русски в силу внутреннего устройства языков. И поэтому мои англоязычные альбомы имеют мало общего с русскоязычными. Но никаким коммерческим проектом это, конечно, не было. Денег мне это принесло настолько мало, что от них сразу же ничего не осталось. Ни квартиру, ни машину на них я бы купить не смог.
- Вам, конечно, уже надоели с вопросом о том, что "рок-ролл мертв". Но я его задам. Чем же в таком случае вы, "Алиса", "ДДТ", "Крематорий", "Пикник" сейчас занимаетесь?
- Мы скромны. К Украине это не имеет никакого отношения. Не знаю, чем занимаются другие, а я пою песни. Вместе с группой "Аквариум".
- Но это уже не рок-н-ролл?
- Да Бог с вами! Нет, конечно. У них уже совершенно другой заряд. По-моему, в 1991-м году, когда мы выпустили "Русский альбом", все уже было предельно ясно. Собственно, и "День серебра", который вышел в 1984-м, с большой натяжкой можно причислить к рок-н-роллу. Тот этап, о котором все так ностальгируют, был прекрасен, но он остался позади. Рок-н-ролл был замечательной фазой. Он кончился, и слава Богу. После нее наступила вторая, третья, четвертая. После панка, о каком рок-н-ролле можно вообще что-то говорить?! Сколько лет-то прошло? Более 30, если я не ошибаюсь, с момента Sex Pistols. А вообще, если хотите знать мою официальную точку зрения, то рок-н-ролл умер 24 марта 1958 года, когда Элвиса Пресли забрали в армию. Так что в прошлом месяце мы смело могли отметить полувековой юбилей безвременной кончины рок-н-ролла.
- Жаль. Все течет, все меняется... А когда мы вас в следующий раз увидим в Украине?
- 14 июня в Балаклаве на фестивале "Золотой символ дружбы народов". Мы уже второй год туда с удовольствием приезжаем. Место замечательное, люди хорошие, почему не съездить?! Правда, насладиться солнцем и морем не всегда удается.
- С каким чувством вы едете к нам? Нет ощущения, что это уже чужая страна?
- Да чего ж вы чужие? Везде наши люди живут. Я вот в Минск еду. И чувствую себя там отлично. Никаких проблем с местными властями не испытываю. Никто нам не указывает, что петь, а чего нет. Бацька там устроил своими методами достаточно спокойное место. Молодые минчане говорили мне, что все у них отлично. Им нравится. А это главное. Девушка может спокойно ночью пойти по городу и не бояться, что с ней что-нибудь сделают. Смею заметить, что это выгодно отличается от Москвы.
- Она, говорят, уже не столько жесткая, сколько жлобская. А в Питере остался тот легендарный дух интеллигентности, которым все так в свое время восхищались?
- Да Москва всегда была такая, как вы сказали. А что касается Питера, то того духа, о котором вы говорите, уже практически не осталось. Многие, кто были его носителями, либо умерли, либо уехали.