В своей статье "Закон и экономика пиратской организации" Лисон пишет: "Пираты известны своей жестокостью, безалаберностью и жадностью. Однако реальность была несколько иной. Пираты были высокоорганизованными преступниками, кардинально отличающимися от психопатов, которых описывают писатели и кинематографисты".
Лисон подчеркивает, что по очевидным причинам пираты не могли использовать государство для поддержания порядка и налаживания отношений между ними. Однако они успешно сотрудничали с сотнями и тысячами других людей, находящимися вне закона - пираты крайне редко сражались друг с другом и грабили друг друга. Фактически, можно говорить, что пиратские сообщества жили в гармонии, утверждает ученый.
"Золотым веком" пиратства в Вест-Индии считается период с 1690 по 1730 год. Пираты продемонстрировали, что они способны успешно справляться с расовыми, этническими и религиозными проблемами. Исследования показывают, что экипажи пиратских кораблей были многонациональными и мультирасовыми сообществами. Так, в период с 1715 по 1725 годы среди пиратов, действовавших в Карибском море, 35% были англичанами, 25% - уроженцами Америки, 20% - уроженцами Вест-Индии, 10% - шотландцами, 8% - уэльсцами, 2% - шведами, голландцами, французами и испанцами. Среди пиратов встречались также португальцы, скандинавы, греки и даже индусы. На любом пиратском корабле 25 - 30% экипажа составляли чернокожие.
Следует добавить, что, если экипаж обычного торгового судна не превышал 20-ти человек, то у пиратов средняя численность экипажа составляла 80 человек. Периодически различные экипажи совместно организовывали экспедиции. Известный поход капитана Генри Моргана на город Панама объединил 37 кораблей и 2 тысячи пиратов.
В отличие от порядков, существовавших на военных и торговых кораблях, пираты смогли ограничить власть капитана, используя систему "сдержек и противовесов". Для этого была введена должность квартирмейстера, который выполнял функции "капитана мирного времени", тогда как обычный капитан руководил кораблем в походе. Именно квартирмейстером был одноногий Джон Сильвер из романа "Остров сокровищ". Квартирмейстер выполнял и функции судьи, разбирая конфликты между пиратами, а также распределял добычу. И капитанов, и квартирмейстеров пираты избирали общим голосованием. Капитана могли сместить - за жадность, жестокость, непрофессионализм и прочее.
Кроме этого, у пиратов были свои конституции, под которыми подписывались все члены экипажа, обещая соблюдать их положения. Если в экспедицию отправлялись несколько кораблей, их экипажи заранее заключали соглашение о своих правах, обязанностях и долях добычи. Более того, иногда конституции создавались и для значительных районов - так, подобный документ (назывался Jamaica Discipline) был принят всем пиратским сообществом Ямайки.
Лисон пришел к выводу, что эта система была крайне эффективной, а пираты большей частью были весьма законопослушными и добропорядочными членами своего сообщества.
Лисон подчеркивает, что по очевидным причинам пираты не могли использовать государство для поддержания порядка и налаживания отношений между ними. Однако они успешно сотрудничали с сотнями и тысячами других людей, находящимися вне закона - пираты крайне редко сражались друг с другом и грабили друг друга. Фактически, можно говорить, что пиратские сообщества жили в гармонии, утверждает ученый.
"Золотым веком" пиратства в Вест-Индии считается период с 1690 по 1730 год. Пираты продемонстрировали, что они способны успешно справляться с расовыми, этническими и религиозными проблемами. Исследования показывают, что экипажи пиратских кораблей были многонациональными и мультирасовыми сообществами. Так, в период с 1715 по 1725 годы среди пиратов, действовавших в Карибском море, 35% были англичанами, 25% - уроженцами Америки, 20% - уроженцами Вест-Индии, 10% - шотландцами, 8% - уэльсцами, 2% - шведами, голландцами, французами и испанцами. Среди пиратов встречались также португальцы, скандинавы, греки и даже индусы. На любом пиратском корабле 25 - 30% экипажа составляли чернокожие.
Следует добавить, что, если экипаж обычного торгового судна не превышал 20-ти человек, то у пиратов средняя численность экипажа составляла 80 человек. Периодически различные экипажи совместно организовывали экспедиции. Известный поход капитана Генри Моргана на город Панама объединил 37 кораблей и 2 тысячи пиратов.
В отличие от порядков, существовавших на военных и торговых кораблях, пираты смогли ограничить власть капитана, используя систему "сдержек и противовесов". Для этого была введена должность квартирмейстера, который выполнял функции "капитана мирного времени", тогда как обычный капитан руководил кораблем в походе. Именно квартирмейстером был одноногий Джон Сильвер из романа "Остров сокровищ". Квартирмейстер выполнял и функции судьи, разбирая конфликты между пиратами, а также распределял добычу. И капитанов, и квартирмейстеров пираты избирали общим голосованием. Капитана могли сместить - за жадность, жестокость, непрофессионализм и прочее.
Кроме этого, у пиратов были свои конституции, под которыми подписывались все члены экипажа, обещая соблюдать их положения. Если в экспедицию отправлялись несколько кораблей, их экипажи заранее заключали соглашение о своих правах, обязанностях и долях добычи. Более того, иногда конституции создавались и для значительных районов - так, подобный документ (назывался Jamaica Discipline) был принят всем пиратским сообществом Ямайки.
Лисон пришел к выводу, что эта система была крайне эффективной, а пираты большей частью были весьма законопослушными и добропорядочными членами своего сообщества.