Одним из них стало заявление о готовности вывести из кризиса многострадальный судостроительный завод "Океан". Напомним, предприятие находится в состоянии банкротства, тогда как губернатор хочет проверить обоснованность требований кредиторов и привлечь для его восстановления некоего "стратегического инвестора".

"Я пpиocтaнaвливaю ликвидaцию. Необходимо yбрать нeзaкoннo зaвeдeнныx тyдa кpeдитopoв и пepeйти c ликвидaции нa бaнкpoтcтвo. 3aтeм, пoдытoжив peaльнyю кpeдитopcкyю зaдoлжeннocть, нaxoдим peaльнoгo инвecтopa - oн yжe в oчepeди cтoит, вчepa c Mocквы звoнили. И yжe чepeз нeдeлю сюда нa peмoнт идeт кoнтeйнepoвoз из Kипpa. Этo нaзывaeтcя oбнoвлeниe, нaчaлo paбoты зaвoдa "Oкeaн", - заявил он спустя два дня после назначения.

Казалось бы, начинание благое, даже с учетом московских корней "инвестора". Вот только искренность намерений Романчука вызывает большие сомнения. Достаточно вспомнить, кто руководил заводом, и кто привел его к нынешнему состоянию. Ведь генеральным директором "Океана" ранее был никто иной, как нынешний губернатор. Именно тот, кто сегодня всей душой болеет за судьбу предприятия, в прошлом принимал управленческие решения, в прямом смысле тянувшие завод на дно.

Возьмем, к примеру, систему оплаты труда на предприятии и обнаружим один интересный факт. В 2008-2010 годах почти 65% фонда зарплаты начислялось семи руководителям завода, а лично на Романчука припадало 38,6%. Для сравнения стоит отметить, что на тот период средняя заработная плата у сотрудников "Океана" составляла немногим более 2 тыс. грн в месяц, тогда как базовая ставка нынешнего губернатора доходила до 190 тыс. грн. Но удивляет не только это. Трудовой контракт Романчука содержал пункт, предусматривавший пожизненное обеспечение главы "Океана" при его досрочном расторжении. И Романчук не преминул воспользоваться этим пунктом в последующих судебных спорах с предприятием, по которым он требует сегодня выплатить ему ни много ни мало - 37 млн грн.

Что же касается самого контракта, по которому нынешний глава области получал баснословные зарплату и соцобеспечение, то его легитимность сегодня вызывает небезосновательные сомнения. Дело в том, что дополнения к нему от 2009 года, которые среди прочего содержали пункт о пожизненном обеспечении, были завизированы представителем "московских" акционеров, топ-менеджером российской "Финансово-лизинговой компании" Андреем Бурлаковым. Тем самым Бурлаковым, который в 2011 году будет застрелен в Москве, в ходе, как это утверждает его гражданская жена Анна Эткина, "разборок" российских акционеров вокруг "Океана". То есть сегодня установить подлинность этого документа фактически невозможно.

Тем не менее, Николай Романчук умело пользовался преимуществами своего трудового договора. Помимо солидной зарплаты нынешний губернатор также самостоятельно заполнял свой табель рабочего времени и добавлял себе сверхурочные часы в выходные дни. Однако, как впоследствии было установлено служебным расследованием на заводе, данные системы электронного учета рабочего времени говорили об обратном - на самом деле руководитель предприятия в выходные себя особо не утруждал. Кроме того, Романчук не брезговал оформлять свои частные вояжи в столицу как важные служебные командировки. К слову сегодня "эффективный" управленец требует выплатить ему через суд за "работу" в выходные и праздничные свыше 1 млн грн, а за командировки - около 245 тыс. грн.

Характерным примером "эффективного" менеджмента Романчука на посту гендиректора "Океана" стала также продажа принадлежащей некогда заводу квартиры, расположенной практически в самом в центре Киева. Речь идет о 4-х комнатной "квартире-гостинице" по ул. Льва Толстого, 49, которая использовалась заводом для проживания командированных в столицу менеджеров. В 2006 году Романчук, как директор, дал согласие на продажу этой квартиры директору по персоналу завода Юлии Юсуповой. Квартира общей площадью 75 кв. м. была реализована заводом по балансовой стоимости 72 тыс. грн., т.е. по цене (исходя из действующего на тот момент курса) чуть более чем 200 долл. за кв. м. Нужно отметить, что в 2006 году средняя стоимость "вторички" на столичном рынке составляла порядка 1,6 тыс. долл. за кв.м., а цена на недвижимость в центре в разы превышала этот усредненный показатель (3-4 тыс. долл за кв.м). По скромным подсчетам только на этой "сделке" завод потерял почти 300 тыс. долл. Чем была продиктована такая щедрость управленца - остается загадкой. Хотя сам факт того, что постоянной спутницей Романчука в столичных "командировках" являлась все тот же директор по персоналу Юсупова, пожалуй, многое объясняет. Кстати, Юлия Юсупова стоит сегодня второй в очереди на погашение задолженности по зарплате в рамках дела о банкротстве. Хотя стоит признать, что ее требования поскромнее - 1,6 млн грн. Забавен еще и тот факт, что как Романчук, так и Юсупова в своих исковых заявлениях о взыскании задолженности по зарплате с "Океана" по странному стечению обстоятельств в качестве места прописки указывают один и тот же адрес - все ту же квартиру №66 в доме по ул. Льва Толстого, 49.

Что же позволяло Романчуку чувствовать свою безнаказанность себя в ипостаси гендиректора? Частично свет на это проливает совсем недавно всплывший эпизод. Бывшая представитель ФЛК и гражданская жена застреленного Бурлакова Анна Эткина в ноябре 2013 года обнародовала в своем блоге интересный документ, в котором нынешний губернатор признается, что должен был ежемесячно перечислять смотрящим от "московских" инвесторов неофициальное вознаграждение в размере 18 тыс. евро.

Отдельного внимания заслуживают управленческие подходы Романчука. Например, в 2009 году "Океан" заключил договор с известным украинским аграрным холдингом на строительство несамоходных барж для перевозки зерна. На первый взгляд, все хорошо: предприятие загружено заказами, спускает на воду суда каждый месяц и зарабатывает деньги. Но не тут-то было. Фактическая средняя себестоимость одного судна была в 1,5 раза выше конечной цены реализации. Построив по данному контракту 12 судов, завод фактически сработал себе в минус на 64 млн грн. Более того, объем налогов, который из-за этой очевидной схемы не поступил в государственный бюджет, оценивался налоговиками в 3,6 млн грн, о чем свидетельствуют акты соответствующей проверки (июль 2011 года).

Тут же можно было упомянуть о сомнительных продажах неучтенного металлолома на предприятии и о засилье тотального субподряда в условиях избытка производственных мощностей. Так, например, некоторые субподрядчики умудрялись менять электрическую лампочку за 400 грн. При этом акты выполненных работ по договорам были обезличены и не содержали ни наименования работ, ни выполненных объемов. И таких паразитов на территории "Океана" было множество. Одни из них "модернизировали оборудование", другие "очищали и красили поверхности", третьи - "приобретали листовой прокат".

Романчук и ранее и сегодня заявляет, что, покидая завод, он оставил работоспособное предприятие, которое довели до катастрофы неумелые последователи. Но здесь стоит привести несколько важных цифр. На момент увольнения Николая Павловича предприятие не только имело многомиллионную задолженность по заработной плате (текущая задолженность появилась в сентябре 2010 г. и на конец декабря того же года составляла уже свыше 11,208 млн грн.), а также социальным платежам и платежам в Пенсионный фонд, но и кредиторскую задолженность на сумму более 336 млн грн.,- в 8,8 раз превышавшую задолженность дебиторскую. Также, согласно данных официальной отчетности, убытки предприятия по итогам 2009 года составили 132,27 млн грн., в 2010 году - 36,9 млн грн.

Поэтому и вызывают сегодня заявления хозяйственника Романчука о возрождении "Океана" очень большие сомнения. К тому же он так и не уточнил, кто же выступит инвестором и поможет предприятию выжить. Если это будут все те же московские предприниматели, которые тянули из завода все соки, или другие лоббируемые губернатором "эффективные" управленцы, то не видать николаевским корабелам светлого будущего.

РБК-Украина