"Когда "Антонов" делал небольшие заказы у "Южмаш", то проблем не возникало. Несмотря на то, что у нас были предложения от российских заводов, мы решили доверить крупный заказ украинскому предприятию. Однако после подписания договора выяснилось, что предприятие не имеет достаточного количества оборудования для выполнения нашего заказа. Также на заводе не желали подписывать графики поставок",- отметил Кива.

В 2013 году "Антонов" получил три комплекта шасси по договору 2012 года, что позволило выпустить и передать заказчику аналогичное число самолетов. В начале нынешнего года "Антонов" подписал новый контракт на десять комплектов шасси и внес аванс 60% - это порядка 42 млн грн. Однако, по словам Кивы, на сегодняшний день поставок по этому договору не было. В результате сейчас в цехах предприятия ожидают окончательной сборки два самолета Ан-148 и пять Ан-158.

Вследствие этого срываются сроки поставок самолетов в Корею, Кубу и другие странны, отмечают в "Антонове". Предприятию приходиться нести дополнительные издержки, вызванные штрафными санкциями, однако с некоторыми заказчиками "Антонов" смог решить эту проблему, предложив дополнительные услуги, рассказывает Кива. Впрочем, ситуация с нехваткой шасси уже настолько критическая, что предприятие заключило договор на поставку во второй половине 2014 года 12 комплектов шасси с нижегородским заводом "Гидромаш". По словам Дмитрия Кивы, "Антонов" уже передал российскому предприятию все чертежи и техническую документацию. Кроме того, Кива уточнил, что "Антонов" готовится подать в суд на "Южмаш" с требованием выполнить условия контракта.

В "Южмаше" рассказали, что поставляли шасси "Антонову" в ущерб другим заказчикам. "В нынешнем году "Антонов" просил три комплекта шасси, и мы их поставили, однако, предприятие не заплатило часть средств за металл, для одного-двух комплектов пришлось брать материал других заказчиков, из-за чего мы теперь задерживаем им поставку",- говорит заместитель генерального директора по производству "Южмаш" Виктор Денисов. "Что касается контракта на десять комплектов, то он был заключен в марте и соответственно "Антонов" перечислил "Южмашу" средства в конце этого месяца, а минимальный срок производства составляет девять месяцев. Мы уже договорились с предприятием, что следующая поставка будет в январе 2014 года",- пояснил Денисов.

Мощности "Южмаша" позволяют производить около 7-8 комплектов шасси в год. Для того чтобы нарастить мощности, предприятие планировало закупить 11 станков, однако до сих пор средств для этого не нашли. На предприятии отмечают, что для покупки такого объема необходимы десятки миллионов долларов. Однако, согласно "Программе активизации развития экономики на 2013-2014 годы", которую правительство утвердило постановлением N187 от 27 февраля, на закупку десяти станков для "Южмаша" под госгарантии предусмотрено всего 12 млн грн.

Еще один вариант решения проблемы - сотрудничество "Южмаша" с "Гидромашем". Сейчас, по словам Денисова, ведутся переговоры о поставках на "Южмаш" некоторых дефицитных деталей, которые существенно увеличат выпуск шасси. "От контракта с "Антоновым" мы не собираемся отказываться, так как это для предприятия достаточно важное производственное направление, которое приносит хорошую прибыль. Однако нам известно, что "Антонов" cовместно с "Гидромашем" начали разрабатывать другую модификацию продукции, чтобы не работать с "Южмашем"",- отметил он. Получить комментарий в "Гидромаше" вчера не удалось.

Трудности со сборкой самолета - достаточно нетипичная ситуация, и скорее всего "Антонов" может избежать штрафных санкций, но будет вынужден предложить заказчику какие-то уступки, считает главный редактор журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий. "Самолеты Ан-158 достаточно трудно пробиваются на рынок. В такой ситуации "Антонов" рискует не получить некоторые крупные заказы и по-прежнему будет довольствоваться небольшими поставками. А страны-заказчики будут щепетильнее относиться к продукции украинского предприятия",- поясняет Синицкий.

РБК-Украина