Пересмотр прогноза связан с ухудшением внешнеэкономических показателей страны и усилением давления на валютный курс, что обусловливает значительную уязвимость внешнеэкономической позиции Белоруссии. Уровень рейтингов Белоруссии ограничен политическими рисками, значительными потребностями правительства в финансировании, зависимостью от внешнего финансирования, а также недостаточными усилиями правительства страны по проведению необходимых структурных реформ, направленных на повышение конкурентоспособности и улучшение перспектив роста белорусской экономики.

Позитивное влияние на уровень рейтингов республики оказывают относительно высокий для этой рейтинговой категории показатель ВВП на душу населения (7 тыс. 650 долл. в 2013 г.), значительный объем основного капитала в промышленности и наличие высококвалифицированной рабочей силы. Прогноз "стабильный" отражает, с одной стороны, политические риски Белоруссии, высокий уровень внешнего долга и ослабление показателей внешней ликвидности, а с другой - относительно высокий для данного уровня рейтинга показатель ВВП на душу населения и наличие сильной производственной базы.

Определение стратегии и процесс принятия решений сосредоточены в руках президента Белоруссии и президентской администрации, что обусловливает высокие политические риски. Централизованный процесс принятия решений и недостаточно четко работающая система сдержек и противовесов между институтами оказывают негативное влияние на эффективность проводимой политики и создают неопределенность. При этом граждане практически не участвуют в политической жизни страны. Почти абсолютная зависимость от финансовой и экономической поддержки со стороны России также создает риски для Белоруссии.

Темпы экономического роста в Белоруссии в первом полугодии 2013 г. остаются низкими: рост составил 1,4%. Увеличение объемов потребления и инвестиций оказалось недостаточным для нейтрализации негативного влияния чистого экспорта и сокращения объема промышленного производства. Кроме того, потенциал экономического роста страны снижается в связи с низкой конкурентоспособностью белорусской экономики.

Белоруссия имеет значительный объем чистых внешних обязательств: по оценкам, он составляет 64% поступлений по счету текущих операций (СТО). Объем внешнего долга (за вычетом официальных резервов и внешних активов финансового сектора), по оценкам, составит 52% поступлений по СТО в 2013г. и, по прогнозам, может увеличиться до 64% к 2016 г.

С начала 2013 г. усилилось давление на показатели внешнего финансирования Белоруссии, о чем свидетельствует рост дефицита счета текущих операций в I полугодии 2013 г. и усиление давления на валютный курс. Так, дефицит счета текущих операций составил около 8% ВВП по сравнению с небольшим профицитом в I полугодии 2012г. По оценкам S&P, в 2013-2016 гг. отношение совокупных потребностей во внешнем финансировании к поступлениям по СТО плюс доступные резервы в среднем составит 130%.

Кроме кредитования в рамках программы Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) в размере 1,2% ВВП, Белоруссия не использовала новых источников внешнего финансирования в 2013 г.; кроме того, поступления в форме прямых иностранных инвестиций (ПИИ) были небольшими. Помимо дефицита счета текущих операций, стране предстоит погасить значительный объем долга в 2013-2015 гг., при этом совокупный объем обязательств со сроками погашения в 2013-2014 гг. равен 8% ВВП; более половины этой суммы составляет долг правительства Белоруссии Международному валютному фонду. В конце июня 2013 г. долг в иностранной валюте составлял 78% совокупного государственного долга.

S&P может понизить рейтинги, если возобновление экспансионистской политики вновь приведет к давлению на валютный курс и росту инфляции. Другими основаниями для понижения рейтингов могут стать значительное ухудшение показателей внешней ликвидности или доступа к внешнему финансированию. Ухудшение отношений с Россией также может оказать давление на рейтинги.

Рейтинги могут быть повышены в случае проведения государственной политики, которая приведет к устойчивому повышению конкурентоспособности, диверсификации источников финансирования и большей доступности иностранной валюты. Агентство может повысить рейтинги в случае улучшения внешнеэкономических показателей, о чем будут свидетельствовать сокращение потребностей во внешнем финансировании, снижение уровня внешнего долга и улучшение баланса счета текущих операций.

РБК-Украина