В то же время, Карпушин обратил внимание на необходимость решения вопроса проведения пропорциональных корректировок для операций с независимыми лицами, либо с резидентами юрисдикций, с которыми Украиной заключены международные соглашения, или в случае, если налогоплательщик доначисляет налогооблагаемую базу по собственной инициативе, а не только по результатам налоговой проверки.

В свою очередь, менеджер отдела налогообложения и юридических услуг «Эрнст энд Янг» в Украине Анна Джонсон констатировала, что документ существенно сужает сферу применения бизнесом трансфертного ценообразования в целях минимизации налогообложения по сравнению с действующей редакцией Налогового кодекса. Эти правила будут применяться только к достаточно крупным сделкам (50 млн грн и выше в год), и только со связанными лицами или нерезидентами из так называемых низконалоговых юрисдикций.

«Соответственно, операции до 50 млн грн, контролироваться не будут, что должно упростить жизнь мелкому и среднему бизнесу», - подчеркнула Джонсон.

По ее словам, также предлагается более внятная (хотя и небезупречная) методология расчета обычных цен, чем действующие нормы Налогового кодекса. «Соответствующие правила были в меру аккуратно переписаны из рекомендаций ОЭСР и Налогового кодекса РФ», - отметила специалист.

Напомним, министр доходов и сборов Александр Клименко, чье ведомство выступило инициатором принятия законопроекта о трансфертном ценообразовании, отмечал, недоимки бюджета из-за активного использования украинскими компаниями механизмов трансфертного ценообразования, составляют 6,4 млрд грн (850 млн долл.) в год только по трем ключевым группам товаров украинского экспорта.

«Так, 60% экспорта черных металлов, зерновых и масляничных культур было проведено через третьих лиц, при этом 22% экспорта осуществлено через оффшорные зоны Виргинские острова, Сент-Винсент, Гренадины и т.д. в результате чего произошло занижение фактурной себестоимости товаров на на 30,7 млрд грн», - сказал министр.

РБК-Украина