Киеву предложен компромиссный вариант - публично провести новое расследование. Об этом пишет издание "Коммерсант-Украина".

США и Япония поддержали ЕС и потребовали от Украины отсрочить вступление в силу решения Межведомственной комиссии по международной торговле (МКМТ) о введении новых пошлин в отношении импортных автомобилей или даже отозвать это решение. Такая позиция, как следует из материалов ВТО, была высказана 25 марта в Женеве на заседании совета ВТО по торговле товарами. Украину на заседании критиковали дважды: в связи с ее заявкой на пересмотр тарифных позиций и повышением пошлин на импорт автомобилей.

Читайте также: Украина вводит 3-летние спецпошлины на импорт новых автомобилей (видео)

С 14 апреля при импорте легковых автомобилей с объемом двигателя 1-1,5 л сверх 10-процентной пошлины будет взиматься 6,46%, с объемом 1,5-2,2 л - 12,95%. Пошлины вступят в силу в связи с публикацией в марте итогов специального расследования МКМТ, проведенного в 2012 году. В представительстве ЕС сразу же призвали украинскую власть "пересмотреть и отозвать решение". "Евросоюз, как и некоторые другие члены ВТО, был удивлен публикацией решения Украины о введении таких мер. Во-первых, расследование завершилось почти год назад, с того времени ничего не происходило, и логично было ожидать, что никаких мер не будет принято. Повышение пошлин основывается на устаревших данных 2008-2010 годов. Во-вторых, мы были удивлены, потому что когда проводилось расследование, мы выражали сомнение в том, что эти меры вписывались в нормы ВТО. В-третьих, мы не могли провести предварительные консультации в рамках соглашениях о гарантиях ВТО, что нарушает важные процедуры торговой организации", - говорится в заявлении ЕС.

У этой позиции нашлись сторонники. "Согласно нормам ВТО, введение пошлин возможно лишь в случае "непредвиденного развития". Увеличение импорта должно быть "в недавнем времени неожиданным, резким и значительным", а урон, обусловленный другими факторами, "не должен приписываться возросшему импорту". Япония сомневается, что эти требования были соблюдены",- говорится в заявлении японской стороны. Ст. 12 соглашения о гарантиях обязывает члена ВТО уведомлять комиссию по пошлинам о начале расследования, его результатах и введении антидемпинговых мер. Украина информировала Японию лишь о начале расследования. "Киев не уведомлял о своих шагах, и в свете этого мы обеспокоены невыполнением требований соглашения о гарантиях относительно проведения консультаций до введения пошлин. Это фундаментальные юридические обязательства, которым должен следовать каждый член ВТО перед введением пошлин", - заявил представитель США.

Читайте также: Инициатива Украины пересмотреть тарифы ВТО противоречит планам подписания СА, - ЕС

Члены ВТО усомнились в объективности расследования. "Общий импорт автомобилей в Украину снизился с 2008 по 2010 год с 376 тыс. до 107 тыс. (на 71,5%), что не вызывает сомнения в сокращении ввоза", - говорится в заявлении. Объем импорта упал с 11,4 млрд долл. до 3,3 млрд долл., но в 2011 году вырос до 5,4 млрд долл. "Для расследования обычно берется пятилетний срок, поскольку данными меньшего периода легче манипулировать. Сравнение с 2008 годом показывает, что кризис привел к спаду не только производства, но и импорта автомобилей", - говорит гендиректор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко.

Украине было предложено "или отозвать решение о введении мер, или отсрочить их, а также предоставить членам ВТО всю относящуюся к делу информацию и дать возможность провести консультации перед введением пошлин". Источник, близкий к Еврокомиссии, говорит, что Украине фактически предложено отменить решение МКМТ и провести новое, прозрачное расследование, базирующееся на свежих статистических данных.

Читайте также: Импорт легковых авто в Украину в 2012 г. вырос на 13% - до 3,24 млрд долл., - Укравтопром

В аппарате правительственного уполномоченного по вопросам европейской интеграции и в ассоциации "Укравтопром" отказались от комментариев. Но источники в Минэкономразвития уверяют, что решение МКМТ вступит в силу в апреле. "Такие заявления говорят о том, что позицию Украины в этом вопросе считают необоснованной и противоречащей правилам ВТО не только ЕС, но и другие ключевые члены организации. Аргументы этих стран выглядят достаточно обоснованными, поэтому Украине необходимо искать компромисс или готовиться отстаивать свою позицию в рамках процедуры урегулирования спора", - говорит советник юрфирмы Sayenko Kharenko Наталья Микольская.

РБК-Украина