Эксперты отмечают, что в правительстве ошибочно сделали акцент на фискальной составляющей, уделив меньше внимания стимулам развития бизнеса.

Для обоих контролирующих органов определено до 20 заданий, но первое и основное, по мнению Минфина,- выполнение показателей доходов госбюджета. ГНС должна перечислить в госбюджет не менее 155,5 млрд грн и 92,6 млрд грн в местные бюджеты, Гостаможня -почти 122 млрд грн. Чиновникам следует достигать этого, прежде всего обеспечивая добровольность уплаты налогов и декларирования реальной таможенной стоимости. Например, по результатам года налоговая служба должна добиться 100-процентных показателей добровольной уплаты среди крупных плательщиков.

"Это нереальный показатель. Невозможно представить, что мы достигнем того результата, когда ни одной копейки не будет доначислено",- уверен директор департамента Института бюджета и социально-экономических исследований Артем Рудык.

По каждым направлениям в министерстве разработали "пути достижения целей" и "индикаторы успеха". В частности, стратегия для ГНС - ликвидация преступных схем ("налоговые ямы"; ежеквартально Минфин ожидает по 1,1 млрд грн), выведение из тени прибылей предприятий (2,7 млрд грн) и зарплат (4,1 млрд грн), а также сокращение нелегального оборота подакцизных товаров (1,1 млрд грн).

Так, чтобы компании не имели возможности незаконно претендовать на возмещение НДС, налоговики изучат соответствие начисленных и заявленных к возврату сумм с макроэкономической ситуацией в регионе, отрасли и стране в целом. А для ликвидации такого явления, как "зарплаты в конверте", ГНС создаст в обществе "атмосферу негативного отношения к работодателю", который платит ее таким образом.

Следует также отметить, что в правительстве рассчитывают на отсутствие просроченного к возврату НДС (по данным ГНС, таких сумм на 1 января нет, законность заявок на возмещение 4,6 млрд грн еще проверяется, а в судах оспаривается 15 млрд грн) и доведение возмещения в автоматическом режиме до 80%. Напомним, еще в прошлом году президент и руководство налоговой службы обещали оперативно возвращать 90%. "Наверное, в Минфине начали более реально оценивать свои силы,- считает Рудык.-Но, с другой стороны, непонятно, что будет, когда заявки на возврат "автоматом" превысят лимит".

В целом выполнение заданий ГНС должно принести бюджету дополнительно 15,7 млрд грн. В центральном налоговом аппарате заявили, что и так работают по указанным направлениям. А эксперты считают ожидаемую сумму слишком амбициозной. По словам экономиста ИК Dragon Capital Елены Белан, детенизация зарплат - процесс не одного года, поэтому моментального эффекта не будет. Более того, несмотря на обещания правительства, соответствующие изменения в законодательство так и не были приняты.

По мнению аналитиков, такие планы толкают контролирующие органы на поиск нетрадиционных методов их выполнения: например, не принимать декларации с убытками.

Гостаможня получила меньше заданий, но за счет упрощения процедур таможенного контроля и противодействия нарушению правил ввоза или незаконного импорта ей нужно дополнительно перечислять в казну более 5 млрд грн. Кроме того, субъекты внешнеэкономической деятельности, обеспечивающие 50% отчислений, должны перейти на систему электронного декларирования. По подсчетам Минфина, это сократит процедуру оформления на 20%.

Наиболее интересным пунктом является то, что Гостаможня должна обеспечить принятие новой редакции Таможенного кодекса (ветирован Президентом). "Многие задания без Таможенного кодекса сложно выполнить. И его принятие зависит не от таможни",- уверен старший экономист центра "CASE-Украина" Владимир Дубровский. "Об электронном декларировании уже давно говорят, и все никак. Его можно ввести, было бы желание. Как со стадионами к Евро-2012 - нужно было построить, и построили",- добавляет Рудык.

В целом, по мнению Белан, документы носят фискальный характер, то есть в них сделан упор на дополнительных отчислениях в бюджет и менее всего говорится о стимулах для бизнеса, который бы увеличил свою налоговую нагрузку и добровольность уплаты. "Неправильно расставлены акценты. Бизнес говорит, что много времени тратит на составление отчетности или уплату налогов, а в документах ничего не говорится о сокращении количества платежей или документов для подачи в контролирующие органы", - резюмирует она.

Напомним, 18 января т.г. Президент Украины Виктор Янукович назначил экс-главу Службы безопасности Украины (СБУ) Валерия Хорошковского министром финансов.

Ранее Президент Украины принял заявление об отставке министра финансов Федора Ярошенко.

Хорошковского уже давно называли самым вероятным приемником Ярошенко на посты главы Минфина. Его назначение на пост главы Минфина называли возможным, если будет реализована реформа по переподчинению министерству Главной налоговой службы Украины и Главной таможенной службы Украины.

Напомним, в июне 2011 г. появилась информация о том, что таможенную и налоговую службы Украины могут объединить в единое ведомство. Как тогда сообщалось, в Кабмине существует два стратегических подхода к реформе Государственной таможенной службы и Государственной налоговой службы Украины.

С одной стороны, существуют вполне консервативные проекты, поданные самими ГТСУ и ГНС. Но есть и совершенно революционные планы модернизации таможни и налоговой путем создания единого фискального органа на их базе.

Таким образом, под эгидой Минфина может быть создана одна структура, которая наделяется полномочиями как планирования бюджета, контроля всех финансовых потоков страны, так непосредственно и выполнения поставленного перед собой плана. Следует напомнить, что в рамках административной реформы в состав Минфина уже включена Государственная финансовая инспекция.

РБК-Украина