Согласно его требованиям, поначалу авиакомпании должны будут покупать квоты, покрывающие лишь 15% общего объема выбросов их лайнерами, получая на остальные выбросы бесплатные квоты. Однако в дальнейшем это соотношение будет постепенно меняться в пользу платных квот.

Точкой отсчета является уровень выбросов чуть ниже среднего для той или иной авиакомпании. При его превышении она обязана докупить квоты у других авиакомпаний, а если уровень оказывается ниже базового, компания может продать другим излишки своих квот.

Европейский рынок квот на выброс в атмосферу "парниковых" газов является крупнейшим в мире из созданных в разных его регионах после вступления в силу Киотского протокола. На долю рынка в Европе приходится более 80% общемировой торговли такими квотами. Текущие цены на нем с начала года снизились почти вдвое - с 14 до 8 евро за квоту на одну тонну выбросов.

По расчетам Европейской комиссии, реализация закона приведет к повышению себестоимости перевозки одного авиапассажира на сумму от 2 до 12 евро. При этом штраф в отношении авиакомпании, отказавшейся выполнить требование нового закона, составит 100 евро в расчете на каждую квоту, которую необходимо было выкупить.

Европейский суд юстиции отверг претензии авиакомпаний США и Канады, поддержанные также Китаем, Индией и целым рядом других стран, которые считают, что новый европейский закон противоречит международным правилам авиаперевозок. Это решение суд аргументировал, в частности, и тем, что переговоры в рамках Международной организации гражданской авиации, подразделения ООН, о сокращении выбросов в атмосферу "парниковых" газов авиалайнерами ведутся уже 14 лет, но так и принесли заметных результатов.

"Директива соответствует всем существующим в ЕС схемам по торговле квотам на выбросы. Применение подобных схем не противоречит ни нормам международного права, ни соглашению открытого неба", - говоротся в постановлении Европейского суда юстиции.

В целом на долю авиаперевозок приходится пока не более 3% общего объема выбросов мировой экономикой в атмосферу Земли "парниковых" газов - почти в 15 раз меньше доли угольной электроэнергетики, крупнейшего их эмитента.

Однако, отмечают европейские эксперты, по темпам расширения этих выбросов авиаиндустрия опережает многие другие секторы экономики. По оценкам Европейской комиссии, за период с 1990 г. объемы выбросов во многих отраслях промышленности значительно снизились, тогда как в авиации они, наоборот, выросли вдвое, а к 2020 г. могут уже утроиться.

РБК-Украина