По его словам, частные компании, которые частично внедрены в сферу железной дороги Украины лишь помогают перекрывать убытки, которые несет "Укрзализныця".

Напомним, Кабмин предлагает создать государственного акционерное общество железнодорожного транспорта общего пользования. Соответствующий законопроект № 9337 был зарегистрирован в Верховной Раде (ВР) 24 октября 2011 г.

Так, согласно проекту закона создание, реорганизация и ликвидация общества осуществляются по решению Кабинета министров Украины. Общество создается как публичное акционерное общество, 100% акций которого закрепляются в государственной собственности, на базе Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины, предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта общего пользования, которые реорганизовываются путем слияния.

В уставной капитал создаваемой компании вносится имущество железнодорожного транспорта общего пользования, 100% акций предприятий по ремонту подвижного состава, право пользования земельными участками "Укрзализныци", магистральные железнодорожные линии, станции, энергоподстанции и другое профильное имущество. Проект закона запрещает отчуждения акций создаваемой компании: "В госсобственности находятся 100% акций общества, которые запрещено отчуждать, передавать в управление, залог".

Закон запрещает приватизацию или отчуждение магистральных железнодорожных линий, станций, сооружений, которые прямо вовлечены в процесс обеспечения перевозок, контактной энергосети, систем контроля перевозок.

Актуальность разработанного проекта закона обусловлена необходимостью принятия кардинальных мер по совершенствованию системы управления железнодорожным транспортом, разграничения функций государственного и хозяйственного управления отраслью, которые на сегодняшний день выполняются Государственной администрацией железнодорожного транспорта Украины.

Целью законопроекта является создание условий по повышению эффективности его функционирования для удовлетворения потребностей национальной экономики и населения в перевозках.

О реформировании "Укзализныци" говорят уже давно. Еще в 2009 г. тогдашний гендиректор Михаил Костюк заявлял, что наилучшей формой реформирования "Укрзализныци" является ее акционирование. Он отмечал, что реформирование "Укрзализныци" может осуществляться через постепенное акционирование 6 железных дорог, входящих в ее состав в качестве отдельных госпредприятий.

3 августа с.г. вице-премьер, министр инфраструктуры Борис Колесников заявил, что Закон о реформировании "Укрзализныци" может быть принят в 2011 г. Ранее Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) заявлял, что готов к сотрудничеству с "Укрзализныцей" и готов удвоить финансирование своих проектов при условии реформирования железнодорожного транспорта Украины. О направлениях реформирования тогда не сообщалось.

Отметим, за 9 месяцев 2011 г. расходы "Укрзализныци" на пассажирские перевозки превысили доходы в 1,9 раза. Прес-служба "Укрзализныци" 20 октября сообщала, что доходы от пассажирских перевозок составляют 4,7 млрд грн, расходы - 9,2 млрд грн. Общие убытки от пассажирских перевозок - 4,5 млрд грн, в том числе в пригородном сообщении 2,4 млрд грн. За 9 месяцев 2011 г. услугами железных дорог воспользовались 382,1 млн пассажиров, что больше запланированного на 0,7% и прошлогоднего уровня на 0,8%.

"Укрзализныця" является монополистом в сфере железнодорожных перевозок. Государственная администрация железнодорожного транспорта Украины была создана в 1991 г. и является органом управления железнодорожным транспортом общего пользования. Согласно данным "Укрзализници", в ее ведомстве 6 железных дорог (Донецкая, Львовская, Одесская, Приднепровская, Южная, Юго-Западная) и 27 дирекций железнодорожных перевозок.

РБК-Украина