Приведенные аналитиками СЕР в докладе цифры свидетельствуют о том, что наиболее сильно ухудшается положение Греции. Так, CEP-Default-Index для этой страны снизился с -9,9 пункта в 2010 г. до -12,2 пункта в первом полугодии 2011 г. В то время как несколько уменьшился импорт капитала, из-за глубокого экономического кризиса начал сокращаться совокупный капитал народного хозяйства Греции. Таким образом, взятые в долг за рубежом деньги "полностью идут на внутреннее потребление", констатирует СЕР. В течение первых шести месяцев этого года впервые отмечено сокращение совокупного основного капитала и в Португалии: здесь дефолтный индекс СЕР снизился с -7,5 до -8,2 пункта. В пучину кризиса соскальзывает уже и Италия: на фоне увеличения импорта капитала ее индекс понизился с -1,5 до -2,5 пункта. В положительной зоне сохранить свой дефолтный индекс удалось только Испании, так как эта страна инвестировала капитала больше, чем импортировала.

Аналитики СЕР также констатируют, что постоянно снижается и конкурентоспособность Португалии, Италии, Греции и Испании. Так, затраты на оплату труда в расчете на единицу продукции выросли в Греции за минувшие десять лет на 36,5%, что почти в десять раз превышает аналогичный показатель для Германии. Пытаясь восстановить конкурентоспособность своей экономики, правительство Португалии, к примеру, намерено сейчас увеличить рабочий день на полчаса, а также отменить восемь нерабочих праздничных дней. Кроме того, оно хочет убрать преграды на пути роста экономики путем приватизации госсектора, сокращения персонала госучреждений и либерализации до сих пор очень жесткого трудового законодательства. Что же касается Греции, то аналитики СЕР исключают возможность того, что эта страна сможет к 2015 г, как это предусмотрено вторым пакетом помощи, обойтись без финансовой поддержки других государств.

Нынешние процессы в государствах Южной Европы лишь подтверждают имеющийся международный опыт. Политика экономии дает импульс экономической рецессии, и инвесторы покидают страну. Их уход, в свою очередь, заставляет ужесточать меры экономии. Ну а насколько трудно провести санацию госфинансов в период, когда нет экономического роста, продемонстрировали в своем исследовании аналитики МВФ. Они проанализировали 66 программ экономии, которые за минувшие десятилетия анонсировали государства ЕС. В среднем эти программы обещали экономию 1,7% от ВВП, однако в итоге сумели добиться лишь чуть больше половины от предполагаемого результата.

Напомним, госдолг Греции превышает 340 млрд евро, а госдолг Италии осенью достиг гигантской отметки в 1,9 трлн евро.

Отметим, Европа уже довольно длительный период времени пытается бороться с долговыми проблемами стран-членов, однако значительных успехов в этой борьбе пока не видно. Первой страной, которая столкнулась с серьезными проблемами, оказалась Греция. Пока власти ЕС пытались спасти одного из членов Еврозоны и выделяли сотни миллиардов евро Греции, другая, но уже более значительная для Европы единица - Италия - оказалась в положении, близкому к греческому. К этому стоит добавить и долговые проблемы Ирландии, Португалии и Испании. Последняя, по словам многих аналитиков, может пойти по пути Греции и Италии.

На ближайшую пятницу 9 декабря в Брюсселе намечен саммит глав государств и правительств ЕС, на котором предстоит обсудить дальнейшие шаги по борьбе с кризисом в зоне евро. Ожидается, что на саммите ЕС лидеры Франции и Германии представят план усиления консолидации 17 стран еврозоны - в первую очередь, речь идет о введении более строгих правил контроля за состоянием бюджета и наказания в случае возникновения недопустимого дефицита.

По словам французского Президента, европейские соглашения планируется изменить таким образом, чтобы они включали пункт наложения автоматических санкций на нарушителей бюджетной дисциплины (в том случае, если дефицит бюджета государства превышает установленный лимит в 3% ВВП). Кроме того, Ангела Меркель и Николя Саркози настаивают на том, чтобы специальный европейский орган мог контролировать национальные бюджеты 17 государств еврозоны.

Сообщается, что Саркози и Меркель договорились, что если не удастся получить согласие всех стран ЕС на подписание нового договора, то Германия и Франция готовы пойти на то, чтобы договор подписали только страны еврозоны.

Как отметил Саркози, главная задача для европейских политиков сейчас - это работа над устранением дисбалансов, которые привели к сложившейся в еврозоне ситуации и предупреждение ее повторения. "Больше все не может идти так, как было до этого момента", - сказал Саркози.

Что касается роли Европейского центробанка в разрешении европейского долгового кризиса, то Меркель и Саркози сохранили прежнюю позицию (впредь уважать независимую позицию банка, не комментировать его решения и не выдвигать какие-либо требования по изменению его мандата). Кроме того, лидеры Франции и Германии заявили, что не поддерживают идею введения единых облигаций еврозоны.

По словам Саркози, новые франко-германские предложения будут направлены председателю Европейского Совета Херману Ван Ромпею в канун открывающегося в пятницу в Брюсселе саммита ЕС.

Проведение ряда структурных реформ должно стать частью стратегии по выходу Евросоюза из кризиса. Реформы внутреннего рынка Евросоюза направлены на стимулирование экономического роста региона и затрагивают ряд сфер, в том числе сектор услуг, энергетический сектор и рынок интеллектуальной собственности. Инициативы ЕС предусматривают реформирование системы налогообложения и выплаты социальных пособий с тем, чтобы они способствовали росту занятости населения. Реформы внутреннего рынка предусматривают также реформирование рынка труда и пенсионной системы, инвестирование в знания и инновации, а также упрощение регулирующего законодательства, что, по мнению экспертов Еврокомиссии, должно способствовать росту бизнеса.

16 ноября председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу сказал, что углубление экономических связей внутри еврозоны не должно ставить в невыгодное положение государства ЕС, которые пока продолжают использовать национальные валюты. Он также добавил, что задача более тесной экономической интеграции в Европе потребует изменений основополагающих соглашений Евросоюза.

РБК-Украина