По ее словам, заявления отдельных европейских лидеров о том, что Китай должен спасти Европу, аргументом не являются.

Фу Ин не исключила возможности использования части золотовалютных резервов страны для отдельных направленных действий, но дала понять, что Пекин не намерен брать большие средства из своих "сбережений", чтобы спустить их на экстренные кредиты испытывающим проблемы европейским государствам. "Мы не можем использовать эти средства внутри страны, чтобы побороть нищету. Мы также не можем передавать эти средства за границу в качестве поддержки", - заявила Фу Ин.

Заявления замминистра прозвучали на фоне обсуждения финансовой помощи, которую Китай может оказать Европе, погрязшей в долгах и столкнувшейся с угрозой новой рецессии.

В конце октября 2011 г. генеральный директор Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF) Клаус Реглинг приезжал в Пекин, чтобы заручиться поддержкой китайских партнеров в борьбе с финансовым и долговым кризисом в еврозоне.

Однако Минфин КНР заявил, что Китай не будет торопиться с вложениями в EFSF, поскольку хочет дождаться "технических деталей", касающихся структуры расширенного EFSF.

В свою очередь, источники, близкие к переговорам, указывали, что Пекин добивается политических и экономических уступок от Европы в обмен на финансовую помощь. По неофициальным данным, среди требований КНР - поддержка Евросоюза в вопросе получения Китаем статуса полноценной рыночной экономики в рамках Всемирной торговой организации (ВТО). Также КНР настаивает на снятии европейского эмбарго на поставки в Китай вооружений и военной техники, наложенного в 1989 г. после событий на площади Тяньаньмэнь, и предоставление Пекину большего веса в Международном валютном фонде (МВФ).

Золотовалютные резервы Китая составляют 3,2 трлн долл. Две трети китайских резервов размещены в долларовых активах (в том числе казначейских облигациях США на 1,1 трлн долл.), четверть - в активах, номинированных в евро. Остальные валютные средства размещены в британских фунтах и японских иенах.

Отметим, 30 ноября с.г. министры финансов еврозоны согласовали две возможности увеличения финансовых ресурсов Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF). Согласно договоренности, в рамках первой опции фонд будет страховать 20-30% риска возможных потерь частных инвесторов при их вложениях в новые выпуски суверенных облигаций проблемных стран, таких как Испания или Италия.

Второй вариант предполагает объединение частного и государственного капиталов в соинвестиционных фондах, которые будут выкупать суверенные облигации на первичном и вторичном рынках. Обе опции, как ожидается, будут реализованы в начале 2012 г.

Ранее лидеры ЕС договорились повысить кредитный потенциал EFSF до 1 трлн евро, рассчитывая добиться мультипликативного эффекта от использования существующих ресурсов фонда за счет привлечения средств сторонних инвесторов (как частных, так и, например, суверенных госфондов развивающихся стран).

Однако в последнее время чиновники ЕС и глава EFSF Клаус Реглинг признавали, что достичь кредитного потенциала в 1 трлн евро не получится в связи с неблагоприятной рыночной конъюнктурой. Вместо этого назывались цифры в 500-800 млрд евро.

РБК-Украина