"Нужно быть реалистами и, соответственно, нельзя исключать, что рыночные условия в ближайшей перспективе - 3-5 лет - не будут способствовать реализации такой цели. Но продолжать управлять этими банками с риском дополнительных расходов госбюджета - неправильно", - сказала Сысоева.

Также она сообщила, что принятие законопроекта о продаже капитализированных банков не приведет к приватизации "Укрэксимбанка" и "Ощадного банка", изначально созданных как государственные учреждения.

"Нигде в Кабинете министров не рассматривался вопрос о приватизации или продаже доли этих двух банков", - сказала она.

Напомним, ранее комитет Верховной Рады Украины по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики решил рекомендовать парламенту принять в первом чтении законопроект "Об особенностях продажи пакетов акций, которые принадлежат государству в уставном капитале банков". На сегодняшний день таких банков в Украине три - "Укргазбанк", "Банк Киев" и "Родовид банк".

Как отметил заместитель министра финансов Украины Сергей Рыбак, необходимость принятия этого документа вызвана тем, что на сегодняшний день существует необходимость в правовом урегулировании порядка выхода государства из капитала банков, в капитализации которых в 2009 г. приняло участие государство с целью преодоления негативных последствий мирового финансового кризиса.

"Таким образом, принятие данного законопроекта создаст правовые основания для выхода государства из капитализированных банков, позволит осуществлять продажу пакетов акций открытым и конкурентным образом, создаст основания для достижения самой высокой цены продажи пакетов акций капитализированных государством банков, обеспечит дальнейшую стабильную деятельность банков после их продажи", - сказал Рыбак.

Напомним, законопроект № 9362 об особенности продажи пакетов акций, принадлежащих государству в уставном капитале банков, в капитализации которых приняло участие государство, был зарегистрирован в Верховной Раде Украины (ВР) 31 октября 2011 г.

Законопроектом предполагается урегулировать принципы продажи банков, определить объект и субъектов продаже банков, других участников этого процесса, определить порядок и способ продажи банков, раскрыть содержание и особенности отдельных этапов продажи банков, которые, в частности, должны быть урегулированы подзаконными нормативно-правовыми актами, а также урегулировать финансовые и договорные отношения продажи банков.

Так, основным принципом, который определяет особенности продажи банков, является недопущение к участию в продаже банков, в частности, в конкурсе с элементами аукциона лиц, которые на время капитализации банков государством владели существенной частью в этих банках. Это обусловлено тем, что действия или бездействие таких лиц повлекли существенное ухудшение финансового состояния банков и угрозу банкротства и, как следствие, необходимость направления государством значительных средств на капитализацию таких банков в целях защиты интересов их вкладчиков и других кредиторов.

Также одним из принципов продажи банков законопроект определяет применение открытого и конкурентного способа продажи пакетов акций банков, который должен позволить достичь высокой цены продажи пакетов акций банков, определены одной из целей настоящего закона.

Также в проекте закона регулируются вопросы процедуры привлечения и оплаты услуг советника по продаже банков, который должен быть избран Минфином. Также законопроектом определяется, по каким вопросам советник должен предоставить рекомендации, а именно: о порядке проведения процедуры продажи банков, подготовки плана продажи пакетов акций банков, отбора стратегических инвесторов и других вопросов, связанных с продажей банков. Отдельно урегулированы особенности оплаты услуг советника по продаже банков и других расходов, связанных с мерами по продаже банков, если их срок выходит за пределы одного бюджетного года. Стоимость услуг советника может составлять от 14,8 до 20,2 млн грн, из которой услуги финансового советника оцениваются от 10,2 до 14,5 млн грн, а юридического советника - от 4,6 до 5,7 млн грн.

Кроме того, проектом закона определяется круг лиц, которые могут быть потенциальными покупателями корпоративных прав государства в уставных капиталах банков, и необходимость их соответствия требованиям безупречной деловой репутации и удовлетворительного финансового состояния, установленным Нацбанком. Так, потенциальных покупателей пакетов акций банков обязаны получить согласование Нацбанка на приобретение ими существенного участия в соответствующем банке в порядке, установленном законом Украины "О банках и банковской деятельности".

Проектом Закона определяются требования по определению начальной стоимости пакетов акций банков. Проектом предусмотрено, что первоначальная стоимость определяется Минфином с учетом независимой оценки, которую по заказу банков должны осуществить субъекты оценочной деятельности в соответствии с действующим законодательством.

При этом, законопроектом определено, что в случае, если стоимость пакетов акций банков, определенная в результате проведенной независимой оценки, является ниже номинальной стоимости всех размещенных акций банков, Минфин не делает предложение о продаже банков. В таком случае проектом закона обязывает банки принять меры по повышению стоимости пакетов акций банков на основе рекомендаций советника по продаже банков.

Проект Закона предусматривает, что порядок проведения конкурса с элементами аукциона определяется Кабинетом министров Украины, а также устанавливает какие вопросы этот порядок должен урегулировать.

Напомним, ранее сообщалось, что согласно последней версии проекта закона, национализированные в 2009 г. "Родовид банк" (сейчас правительство владеет 99,99%), "Банк Киев" (99,94%) и "Укргазбанк" (92%) будет запрещено продавать лицам, владевшим ими ранее, а также зарегистрированным в оффшорах и странах из черного списка FATF.

Отметим, подобное введение может оказаться более чем справедливым на фоне неоднократных примеров стремления к полному контролю над банковскими учреждениями владельцев крупных пакетов акций.

Так в конце 2008 г. украинские бизнесмены Андрей и Сергей Клюевы, выкупив 34% акций "Проминвестбанка" и еще 34% получив в управление, стремились к получению контроля над всей структурой. Помешало этому только решение о национализации банка. В свою очередь, в тот же период владельца украинского банка "Надра" Дмитрия Фирташа, владельца крупного пакета акций "Укргазбанка" Василия Горбаля и ряд других банкиров Юлия Тимошенко, занимавшая тогда должность премьер-министра Украины, обвиняла в валютных спекуляциях, приведших к резкому падению курса гривны.

РБК-Украина