Итальянская экономика, вероятно, уже вступила в фазу рецессии, а непростая обстановка в еврозоне дополнительно усложняет задачи, которые стоят перед новым правительством страны во главе с Марио Монти.

По мнению экспертов, обрести политическую и общественную поддержку для проведения структурных реформ властям Италии будет затруднительно в свете высокой безработицы. При этом еще сложнее будет убедить инвесторов в эффективности реформ для ускорения темпов экономического роста.

Приоритет в политике новых властей будет отдан проведению фискальных реформ (мер бюджетно-налогового оздоровления), при этом на первом месте в списке задач антикризисной программы правительства стоит вопрос о снижении уровня госдолга. Для того, чтобы "подстегнуть" экономический рост и вернуть доверие инвесторов, новому правительству страны придется изрядно потрудиться: предпринять шаги по сокращению госрасходов, либерализации экономики и повышению гибкости рынка труда, отмечает Fitch.

В документе Fitch отмечается, что возвращение доверия инвесторов является первостепенной задачей для итальянского правительства на фоне роста доходности итальянских гособлигаций.

Fitch полагает, что европейские и международные структуры вмешаются и постараются спасти любую системно значимую суверенную единицу в валютном блоке, включая Италию. В то же время, смещение акцента на участие частного сектора в программе экстренной помощи и второстепенная позиция требований частных кредиторов (ЕС и МВФ будут обладать первостепенными правами) обуславливают значительные риски, которые несут держатели бондов, хотя внешняя поддержка со стороны ЕС и МВФ снижает кредитный риск в краткосрочной перспективе.

Стоит отметить, что в ходе торгов 9 ноября рыночная доходность 10-летних гособлигаций Италии превысила отметку в 7%. Стоимость заимствований в 7% расценивается участниками рынка как критическая: при таких ставках покрытие бюджетного дефицита и гладкое рефинансирование истекающих обязательств становится затруднительным.

Именно после того, как ставки по аналогичным госбумагам Греции, Португалии и Ирландии превысили 7%, эти страны еврозоны были вынуждены обращаться за международной финансовой помощью.

Долговые проблемы у Италии возникли не одномоментно - страна довольно долго жила взаймы, постепенно накапливая госдолг. И до лета этого года такое положение вещей мало кого беспокоило - эксперты полагали, что структура и масштаб экономики не позволят стране пойти по "греческому сценарию".

Однако в июле 2011 г., когда все были заняты разработкой планов спасения Греции, итальянская экономика неожиданно для всех оказалась в числе проблемных. Ситуация мгновенно стала угрожающей. Госдолг Италии к тому моменту достиг рекордных для страны 1,9 трлн евро (около 120% от ВВП), что превышает долги Греции, Ирландии, Португалии и Испании вместе взятых.

Власти страны приступили к срочной разработке антикризисных мер, которые бы помогли сократить дефицит бюджета и размеры госдолга, а Европейский центральный банк (ЕЦБ) начал скупку итальянских облигаций на вторичном рынке. На время все успокоилось, и внимание рынков снова переключилось на варианты дефолта Греции.

Между тем в самой Италии начал проявляться второй симптом греческой болезни - политический кризис. Как в Греции и Португалии, экономические проблемы и необходимость крайне непопулярных реформ лишили многократного обладателя премьерского кресла Сильвио Берлускони поддержки в парламенте, и в конечном итоге он публично заявил о намерении подать в отставку.

Трудности стагнирующей экономики, помноженные на политическую нестабильность, дали закономерный результат: доходность облигаций Италии преодолела критическую отметку, сигнализирующую о начале полномасштабного долгового кризиса в стране. Ситуация стала необратимой. Теперь стране, скорее всего, потребуется помощь Международного валютного фонда (МВФ) и других стран ЕС. Проблема заключается только в том, что на спасение столь крупной "рыбы" может банально не хватить денег - Фонд финансовой стабильности ЕС (ESFS), даже если его удастся наполнить до 1 трлн евро, способен закрыть лишь половину итальянских долгов.

РБК-Украина