По словам Дворковича, участие России в оказании помощи экономикам стран Евросоюза на сегодняшний день осуществляется через механизмы Международного валютного фонда (МВФ). При этом потенциальное участие РФ может составить 10 млрд долл. Общая сумма финансовой помощи, которую готов предоставить МВФ, - 1 трлн долл.

Помощник Президента подчеркнул, что речь идет о потенциальном размере помощи. Следует учитывать, что чем больше сумма объявлена, тем меньше вероятность того, что она будет использована", - пояснил он, уточнив, что если размер объявленной помощи достаточно велик, это позволит убедить финансовые рынки в том, что причин для беспокойства нет. "Достаточна ли объявленная сумма или нет - посмотрим", - заключил Дворкович.

Участие России в финансовой помощи еврозоне обсуждается уже несколько месяцев. В частности, речь шла о возможном выкупе испанских облигаций. Надеются на российские деньги также в Греции и на Кипре. Однако представители правительства РФ при этом подчеркивали, что помощь в решении долговых проблемы ЕС может быть оказана лишь в случае появления у Брюсселя "конкретной, понятной стратегии выхода из кризиса". Помимо этого заместитель министра финансов Сергей Сторчак подчеркивал, что страны БРИКС (Россия, Китай, Бразилия, Индия и ЮАР) не могут предоставить помощь всей еврозоне, но готовы помогать отдельным государствам.

Отметим, представители китайских властей после саммита глав государств ЕС заявили, что КНР рассматривает возможность значительных инвестиций в Европейский фонд финансовой стабильности (EFSF). Размер участия Пекина в EFSF будет напрямую зависеть от вкладов других государств, а также от условий сотрудничества с фондом. Ожидается, что инвестиции Китая в фонд европейской экономики могут составить от 50 до 100 млрд долл. Для переговоров с КНР в Пекин летал глава EFSF Клаус Реглинг. По итогам визита он заявил, что EFSF может начать выпускать облигации в юанях при желании властей КНР.

В настоящий момент объем фонда составляет 440 млрд евро, однако ранее ЕС озвучил планы об увеличении размера фонда до 780 млрд евро, что невозможно без привлечения новых инвесторов.

Напомним, в 2009 г. Греция оказалась перед лицом крупнейшего финансового кризиса из-за чрезвычайно высоких долгов Афин перед правительствами других стран. В мае 2010 г. МВФ и Евросоюз выделили греческим властям кредитную линию в размере 110 млрд евро. В июле 2011 г. на экстренном саммите еврозоны было принято решение о предоставлении Греции второго пакета финансовой помощи сверх действовавшей программы. Лидеры еврозоны договорились, что Евросоюз и МВФ предоставят Афинам дополнительное финансирование в размере 109 млрд евро. Чтобы уберечь остальные страны еврозоны от ситуации, подобной греческой, европейские лидеры долгое время согласовывали возможность увеличения EFSF с нынешних 440 млрд евро до большей суммы.

Напомним, в ночь с 26 на 27 октября в Брюсселе состоялся саммит ЕС, в ходе которого членам союза удалось договориться об условиях реструктуризации греческого госдолга и рекапитализации банков ЕС. Позднее было опубликовано официальное заявление евросаммита относительно перспектив европейской экономики. По итогам саммита Президент Франции Николя Саркози заявил, что размер EFSF будет увеличен примерно до триллиона евро. Средства привлекут из внешних источников.

От Испании ЕС потребовал существенно либерализовать рынок труда. Италия обязана увеличить пенсионный возраст к 2026 г. до 67 лет и в 2013 г. выйти на бездефицитный бюджет. Греции решено списать 50% госдолга. Увеличение EFSF предполагает участие фонда в рекапитализации банковского сектора Европы. Власти союза намерены увеличить нормативы достаточности банковского капитала до 9%, а греческих банков - до 10%. Наконец, последней, но наиболее значимой задачей ЕС является постепенное формирование "европейского экономического правительства", которое будет участвовать в формировании и исполнении национальных бюджетов стран - участниц союза.

РБК-Украина