Европейские чиновники подумывают увеличить стабфонд размером 440 млрд евро за счет кредитного плеча, о чем в субботу заявил еврокомиссар по финансам Олли Рен.

Некоторые аналитики сказали, что Европе нужно как минимум два триллиона евро, чтобы обезопасить такие страны, как Италия и Испания, на случай широкого распространения греческого кризиса долгов.

"Мы почти дошли до такой точки, когда принцип гарантий, который заложен в EFSF, дает сбой", - сказал Бирс.

Страны в составе еврозоны предоставляют гарантии фонду EFSF, который выделяет кредиты испытывающим финансовые трудности членам валютного блока, таким как Греция. Но ряд государств, например, Германия, заявили, что больше не хотят давать денег на спасение.

Бирс пояснил, что из-за подобных высказываний регуляторы в Европе теперь обсуждают альтернативные сценарии, включая финансовый рычаг за счет средств Европейского центрального банка или открытых рынков и даже более тесную финансовую интеграцию в еврозоне, у которой есть единый ЦБ, но нет единого Минфина.

Идея кредитного плеча за счет денег ЕЦБ снимает необходимость в политически непопулярных вливаниях средств европейских правительств. Такое решение, хотя и может смягчить давление на суверенные рейтинги, скорее всего, повысит объем обязательств на балансе ЕЦБ и, вероятно, заставит еврозону наращивать капитал банка на случай дефолтов.

Увеличение фонда за счет финансового рычага также может привести к снижению его рейтинга с текущего уровня "ААА".

Предостережение S&P созвучно опасениям ряда европейских регуляторов, высказанных на полугодовых собраниях в Международном валютном фонде и Всемирном банке в Вашингтоне. "Мы не должны считать применение финансового рычага к общему фонду бесплатным обедом", - сказал журналистам член управляющего совета ЕЦБ Патрик Хонохан.

Агентство S&P, которое в июле в очередной раз понизило кредитный рейтинг Греции, считает, что европейские политики наконец осознали, что реструктуризация долгов Афин произойдет с существенным списанием долгов. "Поэтому ряду банков потребуется дополнительный капитал", - сказал Бирс.

В то же время агентство считает, что банки по-прежнему могут привлекать средства на рынках и не полагаться на государственную поддержку. "Банкам нужно пойти и поговорить с потенциальными инвесторами. В этом году события развивались интересным образом. Очевидно, банки в Европе привлекают капитал", - сказал Бирс.

Отметим, накануне, министр финансов Германии Вольфганг Шойбле высказался за скорейшую реализацию инициативы по созданию постоянного стабилизационного фонда ЕС. «Если процесс разработки европейского стабилизационного механизма (ESM) начнет ускоряться, мы не будем возражать», - заявил Шойбле, выступая в Вашингтоне на совместной сессии Международного валютного фонда и Всемирного банка. В то же время он напомнил, что для запуска этого механизма должны быть созданы правовые основы - речь идет, прежде всего, о ратификации документа всеми 17 странами еврозоны.

По мнению Шойбле, созданный в минувшем году стабилизационный фонд EFSF играет переходную роль. Однако следует как можно скорее найти долговременное решение. Именно такую долговременную, стабилизационную и восстанавливающую доверие функцию призван взять на себя европейский стабилизационный механизм, считает министр.

В тоже время он предостерег от чрезмерных ожиданий. "Договора у нас пока нет, его предстоит обсудить, утвердить и ратифицировать. Может быть, нам удастся это сделать несколько раньше, чем запланировано", - сказал Шойбле.

Отметим, ESM создается по образу и подобию Международного валютного фонда (МВФ) как организация, имеющая схожие с ним функции. В этом состоит основное отличие ESM от спешно сформированного в прошлом году Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF), являющегося с юридической точки зрения всего лишь гражданско-правовой целевой компанией.

Впрочем, единства мнений по поводу будущей конструкции ESM в зоне евро пока нет.

По мнению Германии, договор о создании ESM должен предусматривать, что в случае дефолта одной из стран зоны евро издержки несут и частные инвесторы. Поэтому при выпуске всех новых государственных облигаций должно быть предусмотрено положение о коллективной ответственности всех держателей обязательств. Однако, как утверждают источники газеты Handelsblatt, против подобных формулировок в уставе ESM выступает ряд членов зоны евро.

Кроме того, до сих пор открытым остается вопрос о том, сможет ли ESM, подобно обычному коммерческому банку, занимать ликвидность у ЕЦБ, для того чтобы финансировать покупку гособлигаций. Правительство Германии идею эту поддерживает, так как в таком случае интервенции ESM на финансовых рынках могли бы быть гораздо более масштабными.

Сопротивляется в данном случае в первую очередь сам ЕЦБ. Европейский центробанк не должен финансировать государства ни косвенно, ни напрямую, заявил член управляющего совета ЕЦБ, председатель Бундесбанка Йенс Вайдманн. Впрочем, слова эти относятся лишь к созданному только на короткий срок EFSF. Уверенности же в том, что ЕЦБ сможет отказать в деньгах и ESM, нет.

Ратификация договора о ESM затягивается, потому что европейские страны еще не завершили переговоры о том, каким должен быть Европейский стабилизационный механизм.

Для того чтобы обеспечивать финансовую поддержку проблемных стран зоны евро, ESM должен будет иметь в своем распоряжении 500 млрд евро. Сумму эту составят взносы и гарантии членов валютного союза. Наибольший взнос придется на Германию - 27,15%. Так что министр финансов ФРГ Вольфганг Шойбле уже сегодня планирует в бюджете страны на 2013-2017 годы ежегодные расходы на пополнение основного капитала ESM в размере 4,3 млрд евро.

РБК-Украина