По данным информированных источников, меры по выводу еврозоны из кризиса могут быть формализованы на заседании совета ЕС в Брюсселе в конце октября этого года, а затем - в ходе саммита "большой двадцатки" в Каннах, назначенного на начало ноября.

При этом сам план спасения европейской экономики включает среди прочего списание 50% суверенного долга Греции, а также значительное увеличение Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF), который сейчас составляет 440 млрд евро, но может достигнуть около 2 трлн.

Чтобы предотвратить дефолт Греции, МВФ предлагает списать половину ее долгов. В конце прошлой недели подобную возможность уже упоминал греческий министр финансов Эвангелос Венизелос. В разговоре с депутатами парламента от социалистической партии, он якобы сказал, что списание половины долга было бы наилучшим выходом из сложившейся ситуации.

Из-за гигантского бюджетного дефицита официальные Афины не могут самостоятельно расплачиваться по своим долгам, и для этого им приходится полагаться на помощь МВФ. Греческое правительство все еще получает средства из пакета помощи, одобренного МВФ в мае прошлого года. Однако если Афины не удовлетворят требований МВФ по сокращению расходов, они могут не получить следующий транш кредита. При таком развитии событий Греция не сможет платить по своим обязательствам уже к середине октября.

Кроме того, Европейскому Союзу, возможно, придется резко увеличить объемы Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF). Это предлагается сделать не за счет обычных механизмов (которые потребовали бы одобрения парламентов всех стран ЕС), а за счет кредитов ЕЦБ.

Средства EFSF будут использоваться для предоставления займов странам, которым в сложившейся ситуации стало трудно получить кредиты из обычных коммерческих источников, таким, как Италия.

Кроме того, по данным BBC, участники вашингтонского заседания МВФ принципиально согласились с необходимостью рекапитализации и укрепления банков зоны хождения евро.

Сообщается, что меры, согласованные во время встречи в Вашингтоне, пока носят предварительный характер, и работа над ними продолжается.

Накануне, министр финансов Германии Вольфганг Шойбле высказался за скорейшую реализацию инициативы по созданию постоянного стабилизационного фонда ЕС. «Если процесс разработки европейского стабилизационного механизма (ESM) начнет ускоряться, мы не будем возражать», - заявил Шойбле, выступая в Вашингтоне на совместной сессии Международного валютного фонда и Всемирного банка. В то же время он напомнил, что для запуска этого механизма должны быть созданы правовые основы - речь идет, прежде всего, о ратификации документа всеми 17 странами еврозоны.

По мнению Шойбле, созданный в минувшем году стабилизационный фонд EFSF играет переходную роль. Однако следует как можно скорее найти долговременное решение. Именно такую долговременную, стабилизационную и восстанавливающую доверие функцию призван взять на себя европейский стабилизационный механизм, считает министр.

В тоже время он предостерег от чрезмерных ожиданий. "Договора у нас пока нет, его предстоит обсудить, утвердить и ратифицировать. Может быть, нам удастся это сделать несколько раньше, чем запланировано", - сказал Шойбле.

Отметим, ESM создается по образу и подобию Международного валютного фонда (МВФ) как организация, имеющая схожие с ним функции. В этом состоит основное отличие ESM от спешно сформированного в прошлом году Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF), являющегося с юридической точки зрения всего лишь гражданско-правовой целевой компанией.

Впрочем, единства мнений по поводу будущей конструкции ESM в зоне евро пока нет.

По мнению Германии, договор о создании ESM должен предусматривать, что в случае дефолта одной из стран зоны евро издержки несут и частные инвесторы. Поэтому при выпуске всех новых государственных облигаций должно быть предусмотрено положение о коллективной ответственности всех держателей обязательств. Однако, как утверждают источники газеты Handelsblatt, против подобных формулировок в уставе ESM выступает ряд членов зоны евро.

Кроме того, до сих пор открытым остается вопрос о том, сможет ли ESM, подобно обычному коммерческому банку, занимать ликвидность у ЕЦБ, для того чтобы финансировать покупку гособлигаций. Правительство Германии идею эту поддерживает, так как в таком случае интервенции ESM на финансовых рынках могли бы быть гораздо более масштабными.

Сопротивляется в данном случае в первую очередь сам ЕЦБ. Европейский центробанк не должен финансировать государства ни косвенно, ни напрямую, заявил член управляющего совета ЕЦБ, председатель Бундесбанка Йенс Вайдманн. Впрочем, слова эти относятся лишь к созданному только на короткий срок EFSF. Уверенности же в том, что ЕЦБ сможет отказать в деньгах и ESM, нет.

Ратификация договора о ESM затягивается, потому что европейские страны еще не завершили переговоры о том, каким должен быть Европейский стабилизационный механизм.

Для того чтобы обеспечивать финансовую поддержку проблемных стран зоны евро, ESM должен будет иметь в своем распоряжении 500 млрд евро. Сумму эту составят взносы и гарантии членов валютного союза. Наибольший взнос придется на Германию - 27,15%. Так что министр финансов ФРГ Вольфганг Шойбле уже сегодня планирует в бюджете страны на 2013-2017 годы ежегодные расходы на пополнение основного капитала ESM в размере 4,3 млрд евро.

РБК-Украина