По мнению Шойбле, созданный в минувшем году стабилизационный фонд EFSF играет переходную роль. Однако следует как можно скорее найти долговременное решение. Именно такую долговременную, стабилизационную и восстанавливающую доверие функцию призван взять на себя европейский стабилизационный механизм, считает министр.
В тоже время он предостерег от чрезмерных ожиданий. "Договора у нас пока нет, его предстоит обсудить, утвердить и ратифицировать. Может быть, нам удастся это сделать несколько раньше, чем запланировано", - сказал Шойбле.
Отметим, участники совместной сессии Международного фонда и Всемирного банка призвали ведущие индустриальные державы принять совместные решительные шаги в целях преодоления кризиса. "Мы будем действовать сообща, по обе стороны Атлантики будут приняты меры, направленные на восстановление доверия, финансовой стабильности и создание условий для возобновления экономического роста", - говорится в совместном заявлении, принятом по итогам встречи в Вашингтоне.
Между тем, недавно возглавившая МВФ Кристин Лагард выразила удовлетворение достигнутыми до сих пор результатами в борьбе за стабилизацию финансовых рынков. "Мировой экономике уже удалось выполнить половину поставленных задач", - заявила Лагард. По ее словам, главное теперь - разработать стратегию, призванную привести в порядок государственные финансы и тем самым способствовать оздоровлению экономики. "Страны еврозоны сделают все возможное для преодоления кризиса и стабилизации финансов", - подчеркнула глава МВФ.
Напомним, 20 сентября с.г. осведомленные источники в кулуарах состоявшейся во Вроцлаве встречи министров финансов ЕС сообщили, что, Европейский стабилизационный механизм (ESM) может начать свою работу сразу же после его ратификации национальными парламентами в начале следующего года, а не в 2013 году, как планировалось ранее.
Отметим, ESM создается по образу и подобию Международного валютного фонда (МВФ) как организация, имеющая схожие с ним функции. В этом состоит основное отличие ESM от спешно сформированного в прошлом году Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF), являющегося с юридической точки зрения всего лишь гражданско-правовой целевой компанией.
Впрочем, единства мнений по поводу будущей конструкции ESM в зоне евро пока нет.
По мнению Германии, договор о создании ESM должен предусматривать, что в случае дефолта одной из стран зоны евро издержки несут и частные инвесторы. Поэтому при выпуске всех новых государственных облигаций должно быть предусмотрено положение о коллективной ответственности всех держателей обязательств. Однако, как утверждают источники газеты Handelsblatt, против подобных формулировок в уставе ESM выступает ряд членов зоны евро.
Кроме того, до сих пор открытым остается вопрос о том, сможет ли ESM, подобно обычному коммерческому банку, занимать ликвидность у ЕЦБ, для того чтобы финансировать покупку гособлигаций. Правительство Германии идею эту поддерживает, так как в таком случае интервенции ESM на финансовых рынках могли бы быть гораздо более масштабными.
Сопротивляется в данном случае в первую очередь сам ЕЦБ. Европейский центробанк не должен финансировать государства ни косвенно, ни напрямую, заявил член управляющего совета ЕЦБ, председатель Бундесбанка Йенс Вайдманн. Впрочем, слова эти относятся лишь к созданному только на короткий срок EFSF. Уверенности же в том, что ЕЦБ сможет отказать в деньгах и ESM, нет.
Ратификация договора о ESM затягивается, потому что европейские страны еще не завершили переговоры о том, каким должен быть Европейский стабилизационный механизм.
Для того чтобы обеспечивать финансовую поддержку проблемных стран зоны евро, ESM должен будет иметь в своем распоряжении 500 млрд евро. Сумму эту составят взносы и гарантии членов валютного союза. Наибольший взнос придется на Германию - 27,15%. Так что министр финансов ФРГ Вольфганг Шойбле уже сегодня планирует в бюджете страны на 2013-2017 годы ежегодные расходы на пополнение основного капитала ESM в размере 4,3 млрд евро.