Дудзиньский заявил, что PGNiG требует снижения цен по меньшей мере на 10%. В случае если "Газпром" согласится на снижение, польская компания хочет, чтобы изменения вступили в силу задним числом с апреля 2011 г.

В конце октября 2010 г. "Газпром" и PGNiG подписали ряд межкорпоративных соглашений, касающихся наращивания объема поставок российского природного газа в Польшу. В 2010 г. поставки должны были достигнуть 9,7 млрд куб. м, в 2011 г. - 10,5 млрд куб. м и 11 млрд куб. м ежегодно с 2012 г. по 2022 г. В 2009 г. "Газпром" поставил в Польшу 9 млрд куб. м газа при ежегодном потреблении 13,7 млрд куб. м, из которых 30% обеспечивается Польшей за счет собственной добычи.

Судебный иск польской компании станет очередным фактом попыток контрагентов "Газпрома" получить от российской монополии приемлемые цены на газ. До последнего времени все факты уступок россиян по цене на газ относились не к судебному принуждению, а к переговорам.

Напомним, что греческая газовая корпорация DEPA и итальянская компания Edison S.p.A получили снижение цены на газ в результате переговоров, по результатам которых новые объемы поставок газа и цены не разглашались.

Между тем, имеет место пока безрезультативный прецедент и судебного иска к "Газпрому". Так, в августе 2011г. газовое подразделение немецкого концерна E.On - E.On Ruhrgas - начало арбитражный процесс с целью разрешения спора с "Газпромом" по поводу контрактной цены на газ. Немецкая компания хочет скорректировать контрактные цены до уровней, отражающих спотовые цены на газ в Европе.

Напомним, что "Газпром" в долгосрочных контрактах с европейскими партнерами привязывает цены к стоимости нефти и оговаривает минимальный объем закупок. Из-за роста цен на нефть европейские клиенты "Газпрома" ежегодно теряют миллиарды долларов, поскольку сбывают газ потребителям по более низким ценам, чем закупочные.

Данная проблема во взаимоотношениях с "Газпромом" стоит и перед Украиной. Ранее премьер-министр Николай Азаров заявил, что Украина может разорвать "кабальный контракт", подписанный в 2009 г. между ОАО "Газпром" и НАК "Нафтогаз Украины", а также то, что этот документ "подрывает основу долгосрочного сотрудничества между двумя странам". Кроме того премьер заявил о возможном разрыве данного контракта Украиной в судебном порядке (итальянская компания Edison S.p.A сэкономила на этом 200 млн евро), правда он не уточнил когда этого можно ожидать и какие будут последствия. Впрочем, позднее Азаров заявил, что будет стараться найти компромисс по цене за столом переговоров, а не в зале суда.

Отметим, все последние переговоры об изменении формулы стоимости импортируемого российского газа заканчивались ничем. Предложения украинской стороны заключаются в замене цены газойля, не используемого в Украине как альтернатива газу, на уголь в формуле, по которой ежеквартально рассчитывается стоимость газа для Украины. Также Украина считает неадекватной базовую цену в 450 долл./тыс. куб. м.

Впрочем, Россия не хочет пересматривать газовый контракт с Украиной. "Мы нисколько не сомневаемся в легитимности подписанных контрактов на поставку газа между Россией и Украиной", - сказал министр энергетики РФ Сергей Шматко, комментируя ситуацию вокруг российско-украинского договора от 2009 г. на поставки газа.

В то же время директор энергетических программ центра "Номос" Михаил Гончар считает, что если украинская сторона сможет занять принципиальные позиции и склонить российскую сторону к принятию подобного подхода, то есть считаться с мнением Украины о целесообразности закупок, то в конечном счете успех может быть достигнут. Другое дело, что это выглядит крайне сомнительно.

"Если позиция "Газпрома" будет и дальше не гибкой то другого варианта, кроме как прибегать к арбитражной процедуре не останется. Разногласия будет решать Стокгольмский арбитраж и договор будет регулироваться материальным правом Швеции", - уверен он.

"В чем может быть аргумент Украины? Проблема состоит в том, что либо российская сторона должна согласиться на требования о снижении цен и объемов поставляемого газа, либо российская сторона должна принять решение об отмене запрета на реэкспорт газа, который уже давно не соответствует действующей европейской практике. В 2003-2004 гг. "Газпром" тихонько, без лишнего шума и суеты, согласился на изъятие соответствующей статьи в контрактах между "Газпромом" и торговыми европейскими партнерами, которым также запрещался реэкспорт газа", - отмечает директор энергетических программ центра "Номос".

Украина, как известно, 1 февраля т.г. присоединилась к договору об Энергетическом сообществе, напоминает Гончар. "Таким образом, Украина может иметь вескую позицию в диалоге с "Газпромом". Другое дело, что "Газпром" не сильно воспринимает аргументы украинской стороны и, конечно, просто продекларировав, даже на уровне министра или премьера, те или иные пожелания, намерения и даже требования вряд ли стоит надеяться что "Газпром" на них сразу отреагирует. Поэтому необходимо будет выполнение юридических процедур, которые предусмотрены действующим контрактом", - считает эксперт.

По его мнению, для того чтобы это было как в случае с итальянской компаниией Edison S.p.A, которой удалось добиться выполнения своих условий в ходе судебного разбирательства с "Газпромом" - надо действовать в рамках возможностей, которые предоставлены контрактами. "Это стандартные возможности, которые всегда наличествуют в любом типичном контракте в отношениях между субъектами", - сообщил Гончар.

Украинская сторона держит правовой подход как последний аргумент. В данный момент расчет делается на то, что ситуация на европейском рынке меняется и поэтому российская сторона должна пойти навстречу. "Наверное, в чем-то сентябрь месяц будет определяющим, перейдет ли решение ситуации в правовую плоскость", - отмечает эксперт.

Сегодня глава Администрации Президента Сергей Левочкин отметил, что дедлайном для Украины в этом вопросе является начало отопительного сезона, то есть 15 октября.

Напомним, что вопрос легитимности газового контракта возник на фоне суда над экс-премьер-министром Украины Юлией Тимошенко, которую Генпрокуратура обвиняет в превышении должностных полномочий при его подписании и причинение убытков стране на сумму 1,5 млрд грн.

РБК-Украина