Сдерживающее влияние на уровень рейтинга также оказывают слабые показатели ликвидности, низкая кредитная культура (неплатежи по гарантиям) и невысокий уровень благосостояния города в международном контексте.

По мнению S&P прогноз "Стабильный" определяется ожиданием того, что Львов обеспечит умеренное наращивание долга для подготовки к Евро-2012, в результате чего его прямой долг достигнет 25-30% текущих доходов к 2013 г. Кроме того, прогноз отражает ожидания ускорения роста доходов города относительно уровня 2009-2010 гг. в связи с общим экономическим подъемом и предположение о том, что центральное правительство по-прежнему будет оказывать городу текущую поддержку при подготовке к проведению чемпионата Европы по футболу и обеспечивать ему доступ к ликвидности в виде кредитов казначейства.

Напомним, 16 марта S&P произвела различные рейтинговые действия в отношении украинских региональных и местных органов власти (РМОВ) - вслед за повышением суверенных рейтингов Украины 11 марта 2010 г.

Были повышены рейтинги Автономной Республики Крым, Днепропетровска, Ивано-Франковска и Луганска до уровня "В-/uaBBB-", прогноз - "стабильный", подтвержден кредитный рейтинг Киева на уровне "ССС+" и пересмотрен прогноз по рейтингу с "негативного" на "стабильный", а также подтверждены рейтинги Львова и Одессы на уровне "ССС+/uaBB", прогноз по рейтингам оставался "негативным".

Эти рейтинговые действия следовали за повышением суверенных рейтингов Украины в результате образования новой правящей коалиции и Кабинета министров, что повышает вероятность более эффективной координации экономической политики и возобновления сотрудничества с МВФ в плане предоставления стабилизационного кредита общим объемом 16,4 млрд долл. для того, чтобы восстановить кредитно-денежную и экономическую стабильность, а также укрепить доверие иностранных инвесторов в отношении политической и макроэкономической стабильности Украины.

Несмотря на то, что положительное влияние на показатели всех семи рейтингуемых РМОВ могут оказать экономический подъем, рост доходов бюджета, улучшение координации экономической политики на уровне центрального правительства, улучшение доступа к рефинансированию и снижение его стоимости, S&P разделяет РМОВ на две группы. РМОВ первой группы, включающие АРК, Днепропетровск, Луганск и Ивано-Франковск, не имеют либо имеют крайне небольшие долг и обязательства по его погашению и обслуживанию в 2010-2011 гг. Их рейтинги были повышены после повышения суверенных рейтингов, однако дальнейшие рейтинговые действия будут зависеть от проведения взвешенной финансовой политики, в том числе сохранения консервативной в настоящее время долговой политики, что отражено в "стабильных" прогнозах по рейтингам четырех РМОВ.

Напротив, Киев, Одесса и Львов проводят гораздо более агрессивную долговую политику, которая в настоящее время сдерживает характеристики их кредитоспособности на уровне "ССС+".

Киев демонстрирует высокую подверженность валютному риску и слабые показатели ликвидности. Однако, указывают в S&P, недавно городу удалось продлить сроки погашения банковских кредитов объемом 1,2 млрд грн (первоначальный срок погашения - в 2009 и 2010 гг.) до 2011 г. В результате городу предстоят только процентные выплаты в объеме 7-8% текущих доходов в 2010 г., и он может полагаться на дополнительные казначейские ссуды (которые могут быть использованы РМОВ только на выплату процентов) - как это уже происходило в 2009 г. Эти изменения позволили пересмотреть прогноз по рейтингам Киева с "негативного" на "стабильный". Вместе с тем после 2010 г. расходы столицы Украины на обслуживание и погашение долга опять достигнут пикового значения, так как в 2011 гг. наступает срок погашения еврооблигаций объемом 200 млн долл. и кредитов в размере 1,2 млрд грн (эти расходы составляют более 20% ожидаемых текущих доходов); в отсутствие четкого плана рефинансирования это будет сдерживать рейтинг на нынешнем уровне.

Одесса подвержена валютному риску по прямому долгу, включающему банковский кредит объемом 50 млн швейцарских франков. Город пока не представил план финансирования единовременного платежа в размере 10 млн швейцарских франков, срок погашения которого наступает в этом году, на фоне далеко не лучших показателей ликвидности. В связи с этим рейтинг и прогноз по рейтингу Одессы остались на уровне "ССС+/негативный".

Львов также имеет планы дальнейшего активного наращивания долга в национальной валюте для подготовки к Евро-2012 и планирует выпустить гарантии по валютному долгу для поддержки инфраструктурных проектов. Кроме того, в течение ряда лет город демонстрировал определенное нежелание обслуживать долговые обязательства, поскольку неоднократно задерживал выплаты по гарантии, которую он выдал Министерству финансов Украины по кредиту, предоставленному городскому водоканалу в рамках проекта МБРР, - в связи с ограничениями, накладываемыми тарифной политикой государства. В соответствии с методологией S&P такие задержки выплат не считаются дефолтом, поскольку рассматриваются как часть межбюджетных отношений. Ожидания S&P того, что город сохранит высокий уровень расходов на погашение и обслуживание прямого долга и выпустит новые гарантии по валютному долгу, обусловили сохранение рейтинга и прогноза на уровне "ССС+/негативный".

РБК-Украина