Автором налоговых изменений выступает Оксана Билозир. Народный депутат входит в партию главы Секретариата президента Виктора Балоги "Единый центр" и не скрывает, что документ был согласован с коллегами по партии.

 

 

Бизнес на повышение налогов всегда реагирует одинаково - уходит в тень и снижает поступления в бюджет. "Платить будут по минимуму", - прогнозирует заместитель парламентского комитета главы комитета по налоговой политике Николай Круглов.

 

 

В законопроекте народного депутата от "НУ - НС" Оксаны Билозир предусматривается, что ставка налога с доходов физлиц будет дифференцированной. Граждан, имеющих доходы до 6 тысяч гривен в месяц, ждет некоторое налоговое послабление - ставка налога снизится для них с 15% до 10-12,5%. Для украинцев, зарабатывающих до 12 тысяч гривен, ставка сохранится на прежнем уровне. А тех, кто зарабатывает свыше 12 тысяч гривен в месяц, ожидает увеличение налоговой нагрузки. С их доходов будут взимать 20%.

 

 

Прогрессивная шкала налогообложения существовала в Украине до 2004 года. Тогда ставка подоходного налога варьировалась от 10 до 40%. Причем самая высокая ставка налогообложения применялась уже при месячных заработках свыше 1,7 тысячи гривен. С 2004 года законом была введена единая ставка - 13% подоходного налога. С 2007 года она была увеличена до 15%.

 

 

Основной причиной введения единой ставки была необходимость вывода доходов из тени. Идея проста: для самых богатых украинцев налоговая ставка снижалась сразу на 27 процентных пунктов. Это не могло не заставить их легализовать свои капиталы.

 

 

После установления единой ставки налогообложения в стране резко возросло количество официальных миллионеров. К примеру, по итогам 2004 года их было зарегистрировано уже три тысячи. В 2005 году их количество почти удвоилось - до 5,7 тысячи. Насколько выросло количество миллионеров по итогам 2007 года, неизвестно. Налоговая так и не решилась назвать общую цифру толстосумов.

 

 

Одновременно с каждым годом повышались поступления в бюджет от налога на доходы граждан: если в 2004 году в бюджет попало 13 миллиардов гривен, то по итогам 2005 года - уже 18 миллиардов. В 2007-м граждане перечислили ни много ни мало - 33,6 миллиарда гривен.

 

 

Экономисты прогнозируют, что в случае возвращения к прогрессивной ставке в стране возобладает другая тенденция. Количество официально зарегистрированных миллионеров резко упадет, а доходы в бюджет значительно сократятся.

 

 

Так, заместитель главы Комитета Верховной рады по налоговой и таможенной политике (фракция БЮТ) Константин Бондарев считает, что документ принесет больше вреда, чем пользы. По его словам, систему сбора налогов с физических лиц нужно совершенствовать, но повышение ставок подоходного налога задачу не решает. "Какие бы ставки мы ни делали, большими от этого поступления не будут. Люди как не платили налоги, так и не будут их платить", - отметил Бондарев.

 

 

Увеличение подоходного налога - не единственное налоговое "зло". "Светить" белую зарплату работодателю не позволяет чрезмерная нагрузка на фонд заработной платы. К примеру, сейчас из фонда заработной платы взимаются сборы: в Пенсионный фонд (33,2%), в Фонд страхования в связи с временной потерей трудоспособности (1,5%), в Фонд страхования на случай безработицы (1,3%) и в Фонд страхования от несчастного случая на производстве (ставка сбора зависит от отрасли). В итоге сумма для выплаты зарплат сотрудникам после честной раздачи всех налогов сокращается почти до 40%.

 

 

Власть давно обещает подумать об уменьшении нагрузки на фонд зарплаты, но кардинально ничего не меняется. В начале осени Минфин пытался уменьшить для работодателя уплату в Пенсионный фонд до 30% вместо 33,2% нынешних. Зато увеличить отчисления в Пенсионный фонд с зарплаты физлиц на 3%. Однако политический кризис помешал осуществлению и этих планов.

 

Дело