В марте-апреле индекс потребительских настроений (ИПН) рухнул до небывалых за последние два года 88 пунктов. Об этом сообщается в исследовании Международного центра перспективных исследований (МЦПД) и компании Gfk Ukraine. Значение ниже 100 пунктов означает, что недовольных в стране большинство. Волна потребительского пессимизма выглядит пугающей еще и потому, что даже в начале года этот показатель был 100,2.

 

Индекс ожиданий составляется Gfk Ukraine и МЦПД каждые два месяца на основе соцопросов. С 2000 г. социологи просят тысячу украинцев в возрасте от 15 до 59 лет оценить уровень своих доходов, перспективы их увеличения, а также спрашивают об экономической ситуации в стране. Наихудшие ожидания были в начале премьерства Виктора Ющенко в сентябре 2000 г. (65,2 пункта), самые положительные – в марте 2005 года, на который пришлось недолгое пребывание в правительстве Юлии Тимошенко (107,3 пункта).

 

За последние два года потребительское настроение украинцев портится уже второй раз. Хуже нынешних ожидания украинцев были разве что в 2006 г. Тогда после указа президента Виктора Ющенко о внеочередных выборах в Раду ИПН скатился с 97,1 в марте–апреле 2006 года до 84,9 в мае–июне. Хотя еще в начале 2006 году индекс был 103,7. В этот раз сомнения в светлом экономическом завтра среди населения снова посеяли политики. Потребители чутко отреагировали на войну между президентом Виктором Ющенко и премьером Юлией Тимошенко на фоне быстрорастущих цен, говорят эксперты.

 

"Ожидания людей - это их оценка происходящего в стране, реакция на новости, - рассуждает экономист Института экономических исследований и политических консультаций Виталий Кравчук. - Плохим мыслям свойственно материализоваться, поэтому инфляционные ожидания населения могут сказаться на будущем экономики: люди будут требовать большей зарплаты, а торговцы перепишут ценники".

 

Боязнь роста цен толкает покупателей не только на поиски высокой зарплаты, но и на ее активную трату. Исследование показывает, что единственная составляющая индекса, которая упала, но осталась позитивной, – способность совершать крупные покупки. Почти все остальные составляющие индекса ушли в минус. "Это говорит только о том, что люди боятся дороговизны в будущем, и стараются сделать покупку сейчас по приемлемой цене", - объясняет руководитель исследования, аналитик МЦПД Максим Борода.

 

С тревогой смотрят в завтра все граждане, независимо от возраста и места жительства. Хотя небогатые и пожилые люди, а также жители крупных городов оказались большими пессимистами, чем остальные. "Единственное исключение – Киев, где традиционно живут самые оптимистически настроенные потребители. Хотя данные по Киеву не отражают ситуации по стране в целом", - отмечает Борода.

24.ua