В течение двух недель литр самого популярного в стране бензина А-95 подорожал в среднем по Украине на 6% - до 6,25 гривны за литр. А рост цен на дизельное топливо превзошел наиболее пессимистичные прогнозы, достигнув 7,5% - до 6,35 гривны за литр. Тем не менее, Минтопэнерго предполагает, что к середине июня литр 95-го может подорожать еще на 35 копеек - до 6,6 гривны.

 

 

Цены на нефтепродукты в Украине вышли за рамки здравого смысла. По традиции первыми об этом узнали в Крыму, где литр А-95 сегодня доходит до 6,5 гривны. Примечательно, что если раньше Антимонопольный комитет реагировал на столь резкое повышение заявлениями о начале расследования причин удорожания, то теперь он превратился в рупор по уведомлению общественности об очередном скачке. "Мы уже почти дошли до 1 евро. Если разгар курортного сезона придется на август, то, возможно, будет и больше", - заявил на прошлой неделе заместитель начальника крымского отделения АМКУ Максим Муравьев. И тут же отметил, что владельцы АЗС декларируют пятипроцентную рентабельность. "30–80% рентабельности от продажи ГСМ нет", - заявил Муравьев.

 

 

В профильном государственном объединении "Укрнефтехимпереработка", на базе которого создан секретариат экспертно-аналитической группы, ежедекадно определяющий ценовой коридор для нефтепродуктов, говорят, что основной фактор удорожания находится за пределами Украины.

 

 

"Цена в рознице формируется в нашей стране из двух составляющих: мировых рынков Platts и стоимости нефти, поступающей на переработку в Украину, которая тоже связана с ценой Platts. Думаю, что к концу мая мы увидим еще более серьезные цифры, потому что Platts растет, растет и растет. Прогнозируемые цифры: в районе 6,5 гривны за литр А-95 и 6,6 гривны за литр дизеля. Это объективно, потому что Европа уже давно перешагнула эти цены", - сообщил генеральный директор "Укрнефтехимпереработки" Владимир Емелин.

 

 

Директор НТЦ "Психея" Сергей Сапегин связывает систематическое повышение стоимости с субъективностью формулы, на основании которой секретариат устанавливает ценовой коридор. "Кабинет министров так называемой "формулой рынка" привязал отечественные цены к мировым (с февраля 2007 года). А поскольку последние ведут себя совершенно непрогнозируемо (на прошлой неделе стоимость нефти превысила "психологическую" планку в 130 долларов баррель), то говорить о тенденциях на украинском рынке очень просто: мы будем идти вслед за нестабильностью мирового рынка. Поэтому уже к концу мая может быть и 6,5, и 6,6 гривны за литр А-95", - говорит Сапегин.

 

 

По его словам, нынешние результаты расчетов секретариата по формуле в целом совпадают с оценками "Психеи". К примеру, по дизельному топливу расчеты НТЦ выше, чем у Минтопэнерго - они перешагнули 7 гривен за литр. Но формула, по мнению Сергея Сапегина, дает объективные цены исключительно с точки зрения ее идеологов и не является рыночной.

 

 

В "Укрнефтехимпереработке" категорически опровергают это заявление. По информации Емелина, за полтора года существования формулы такая методика полностью себя оправдала. "Она связана не с желанием операторов, а с реальными ценами на мировом рынке и реальными оптовыми ценами заводов-производителей в Украине. За год в два раза увеличилась стоимость нефти, и, естественно, в два раза должны подорожать бензин и дизель. Математику не обманешь", - считает Владимир Емелин.

 

 

Украинские нефтеперерабатывающие предприятия в январе–апреле 2008 года сократили производство бензинов и дизеля на 25,4% (до 1,1 миллиона тонн) и 35,2% (до 0,9 миллиона тонн) соответственно по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. Если бы НПЗ восстановили хотя бы прошлогодние объемы переработки, то это позволило как минимум удержать цены на стелах. Работающие НПЗ, подчеркивает издание - это всегда запас сырья и готовой продукции, которые выступают своего рода стабилизаторами ситуации, особенно с учетом постоянно растущих мировых цен. Тогда как импортеры, занимающие уже почти 50% украинского рынка, стараются работать с колес, минимизируя расходы на хранение товара.

 

 

Во-вторых, ввозимое топливо, изготовленное в Европе, более высокого качества, но оно не востребовано значительной частью рынка. Например, аграриям нет необходимости использовать для сельхозработ дизтопливо, отвечающее европейским экологическим нормам Евро-3 и тем более Евро-4. Им нужен менее качественный и более дешевый дизель, главными производителями которого в нашей стране являются ныне простаивающие Надвирнянский и Дрогобычский НПЗ.

 

 

В-третьих, у украинских предприятий, работающих в основном на российском сырье, лучшая логистика, поскольку они ближе, чем европейские заводы, к источникам сырья.

 

 

Но вместо того чтобы "простимулировать" нефтяных магнатов к наращиванию объемов производства и отказаться от привязки к мировому рынку, Кабмин говорит об альтернативных источниках изготовления горючего. На прошлой неделе Юлия Тимошенко заявила, что правительство планирует поставить на промышленную основу выпуск нового вида биотоплива из специального типа водорослей.

 

 

"Вместе с учеными мы разработали программу, которая даст возможность обеспечить наше государство бензином и дизтопливом из биосырья. Это мировое ноу-хау. Это не то, что выращено на почвах, это не свекла и не подсолнух, не другие механические культуры. Речь идет о специальном типе водоросли, которая растет в специальных трубах и даже не касается земли", - рассказывала Юлия Владимировна. Правда, премьер и ученые не уточнили, через сколько именно десятилетий в Украине начнет производиться разработанный ими экзотический вид топлива.

 

 

Зато "Укрнефтехимпереработка" отрапортовала: если в мире не произойдет каких-либо катаклизмов (к примеру, очередного взрыва нефтепровода в Нигерии), то в первой половине июня А-95 может подорожать максимум на 10 копеек - до 6,6 гривны за литр.

 

Деловая столица