"Мы не ставим задачи переваливать все идущие в Россию и из неё грузы через свои порты. Но стратегические грузы, в частности энергоносители, будем перекачивать через свои терминалы", – рассказал господин Левитин, принимающий участие в работе российско-латвийской межправительственной комиссии.

Пресс-служба министерства транспорта РФ заявляет, что, говоря о "стратегических грузах", министр имел в виду только нефть и нефтепродукты. В ведомстве также отметили, что причина отказа от транзита стратегических грузов через порты Украины и стран Балтии – "возвращение перевалки внешнеторговых грузов через российские порты, которая была потеряна после распада Советского Союза".

"Уже с начала следующего года мы будем постепенно отказываться от перевалки стратегических грузов в украинских портах",– сообщили в пресс-службе минтранса. Заместитель министра транспорта и связи Украины Валентин Касапчук комментировать заявления российских коллег отказался.

По данным исследовательского агентства Infranews, на перевалке каждой тонны обработанной нефти и нефтепродуктов украинский порт получает около 2,5 долларов. Таким образом, при отказе России переваливать нефтепродукты через украинские порты недополученная прибыль может составить около 16,8 млн долларов, пишет Коммерсант-Украина.

Объем потерь "Укрзализныци" оценивается в 70,9 млн долларов. Стоимость перевалки нефтепродуктов в прибалтийских портах составляет 4 доллара за тонну, и общий объем потерь стран Балтии от прекращения поставок из России превысит 95,2 млн долларов. Столько же потеряют балтийские железнодорожные компании. Причина отказа от услуг Украины – высокие железнодорожные тарифы.

Эксперты отмечают, что привлекательность российских портов обеспечивается не низкой стоимостью перевалки, а тарифными преференциями транспортировки по железной дороге. "До тех пор, пока железнодорожные тарифы во внутреннем сообщении значительно ниже, чем в международном, для большинства экспортёров российские порты по определению привлекательнее, чем терминалы сопредельных государств", – говорит директор по развитию бизнеса ценового агентства Argus Михаил Перфилов. С ним соглашается заместитель начальника Одесского морского торгового порта Юрий Васьков: "Многие транзитные грузы не могут к нам прийти из-за несогласованной тарифной политики "Укрзализныци".

В то же время, по информации руководителя исследовательского агентства Infranews Алексея Безбородова, финансовые преференции, которые предусматривает тарифная политика РЖД для перевозки грузов в направлении портов, должны быть устранены к моменту вступления России в ВТО, после чего стоимость перевозки нефтепродуктов по железной дороге в России и в Украине сравняется. "В этом свете заявления министра транспорта выглядят, мягко говоря, недальновидными", – считает господин Безбородов.

Участники рынка соглашаются, что после того, как железнодорожные тарифы в России сравняются с украинскими, экономических оснований для перехода на перевалку в российские порты не будет.

"Сегодня перевалка нефти через Одессу на 2-3 доллара дешевле, чем через Новороссийск. Аналогичная ситуация при перевалке нефтепродуктов через Феодосию, – рассказал президент компании O&P Logistic Service (перевалка 20 тыс т нефти в год через Одесский морской торговый порт) Владислав Спектор. – После того как тарифы на железнодорожные перевозки вырастут, для того чтобы сделать перевалку в Новороссийске выгоднее, России придётся ввести реальный демпинг на перевалку грузов в портах или же оказывать административное давление".

Россия, являясь одним из ведущих операторов в международном нефтяном бизнесе, входит в десятку крупнейших мировых экспортёров нефти. Сырая нефть и нефтепродукты являются основным источником дохода России и составляют примерно 40% её суммарного экспорта. Согласно прогнозу Минэкономразвития РФ, добыча нефти России вырастет до 496-515 млн тонн к 2010 г и до 507-540 млн тонн к 2015-му, сообщает Eurasianhome.

В 2006 году Россия экспортировала через морские порты 84,044 млн т нефтепродуктов, в том числе через порты сопредельных государств 26,141 млн т (31%). Через порты прибалтийских стран экспортируется 23,796 млн т (из них 21,233 млн т через Эстонию), через Одессу и Феодосию 6,793 млн т.