Первым украинским предприятием, которое заработало на продаже воздуха, стала шахта им. Засядько. В 2006 году здесь была установлена и запущена установка по переработке шахтного метана. Сократив благодаря этому выбросы метана в атмосферу, шахта получила возможность продать часть своей квоты выбросов австрийской компании, которая поставила оборудование по улавливанию метана.

Еще несколько проектов, связанных с продажей квот, находятся на завершающей стадии. Металлургический завод «Истил» получил кредит от ЕБРР под обязательство продать квоты. Два проекта реализуются в сфере жилищно-коммунального хозяйства — в Донецке и Чернигове.

Цена квот на мировых рынках с приближением 2008 года падает. Если в конце 2005 года стоимость условной тонны СО2 составляла около 20 евро, то весной 2007 года цена упала до 5 евро за тонну. Эксперты дают различные прогнозы, что будет с ценами в 2008 году, когда на рынок квот выйдут такие крупные игроки, как Россия.

Стратегия продаж квот во многом будут определяться международной конъюнктурой. Из-за того, что США и Австралия отказались ратифицировать Киотский протокол, круг основных покупателей ограничен 15 ведущими странами Евросоюза и Японией. В этот список могла попасть Канада, также ратифицировавшая протокол, но правительство этой страны приняло решение выполнять свои обязательства, не покупая квоты, а уменьшая выбросы газов у себя в стране.

Как отмечается в отчете Всемирного банка, суммарный объем квот Украины и России втрое превосходит общий спрос на них. Таким образом, продажи российских квот, начало которых ожидается несколько позже начала продажи квот Украиной, смогут существенно понизить мировые цены на квоты.

Эксперты Мирового банка затрудняются сказать, какая стратегия продажи квот будет более выгодна для Украины: продать максимальное количество квот в 2008 году или придержать их до 2012 года, ожидая увеличения спроса на них.

«Мы можем только рекомендовать для начала продать пробный пакет из 5 миллионов условных тонн углерода, чтобы проверить спрос на них и определить стратегию более крупных продаж», — объяснил старший экономист Мирового банка в Украине Гжегож Пешко.