12 апреля премьер-министр Литвы Гедиминас Киркилас сообщил, что в ближайшее время Вильнюс и Киев могут договориться о поставках украинской электроэнергии в Литву. По словам чиновника, это решение будет утверждено после того, как Вильнюс окончательно определится, что для него выгоднее, - ввод в эксплуатацию собственных законсервированных тепловых электростанций или экспорт тока из Украины.
Сейчас у Вильнюса назревает проблема внутреннего дефицита электроэнергии в связи с закрытием Игналинской атомной электростанции (в соответствии с договоренностью с Европейским Союзом АЭС должна быть остановлена до 2009 года). Как раз к этому времени Украина может провести реконструкцию третьих-четвертых блоков ТЭС и вырабатываемую ими электроэнергию направить на экспорт в Литву. По словам экспертов, на сегодняшний день решение Вильнюса закупать ток у Киева выглядит более выгодным (как для Украины, так и для Литвы), чем подъем собственных ТЭС. Ведь для того, чтобы компенсировать работой тепловых электростанций остановку АЭС, обеспечивающей около 70% потребностей электроэнергии страны, придется увеличить объем покупки российского газа как минимум на 1,5 миллиарда кубометров в год. А это порядка 40% от общего уровня потребления Литвой голубого топлива. Элементарный экономический расчет показывает, что если этот объем умножить на цену, которую сегодня Вильнюс платит РФ за 1 тысячу кубометров газа (202 доллара), то получается, что ежегодные его расходы возрастают на 300 миллионов долларов. В то же время, если он будет закупать ток у нас по цене Оптового рынка электроэнергии (порядка 4,5 цента за киловатт-час), то 1 миллиард киловатт-часов (по словам экспертов, литовцам понадобится как минимум такой объем) обойдется им в 45 миллионов долларов. Справедливости ради отметим, что эта цифра может быть больше, если мы будет продавать ток балтийцам на аукционах, как это было в марте 2007 года. Но даже при таких условиях максимальная стоимость 1 миллиарда киловатт-часов для Вильнюса может составить 90 миллионов долларов.
Электрическое сотрудничество выгодно нашим странам и с точки зрения долгосрочной перспективы. Украина за счет выхода на энергетический рынок Литвы получит шанс закрепиться на рынках двух других балтийских стран - Латвии и Эстонии, которые импортируют ток у Литвы, а после остановки Игналинской АЭС также будут ощущать дефицит энергии. Примечательно, что сейчас на этом рынке у нас практически нет конкурентов. Потенциально поставки электроэнергии странам Балтии могут осуществлять только Россия и Беларусь, поскольку энергосистемы европейских стран работают в другом режиме. Но в последние несколько лет и Минск, и Москва испытывают колоссальные проблемы с обеспечением током собственных потребителей и о возможностях наращивания экспортных поставок не задумываются.
Не менее очевидны и выгоды Вильнюса. Чтобы построить новую АЭС (а это сейчас входит в планы литовцев), ему понадобится как минимум 3,5 миллиарда долларов и шесть-семь лет работы, в течение которых российский газ может подорожать в разы. К тому же сегодня проблемность сооружения атомных энергоблоков в стране усугубляется тем, что две из трех стран-инвесторов сооружения станции (Эстония и Латвия) не так давно заявили о возможном выходе из проекта. Причиной тому послужило соглашение, подписанное 2 марта между главой правительства Литвы и премьер-министром Польши Ярославом Качиньским. В соответствии с документом Польша стала четвертым государством-инвестором строительства новых атомных реакторов. И если до этого трем прибалтийским странам должны были принадлежать равные доли акций АЭС (на основании договора, подписанного в начале 2006 года), то с подключением в проект Варшавы акционерные доли государств в атомном проекте были распределены по новому принципу: Литва - 34% акций, а Латвия, Эстония и Польша - по 22%, что пришлось не по вкусу латвийцам и эстонцам.
"Батькивское" слово
По словам экспертов, на сегодняшний день существуют все технические возможности экспорта украинской электроэнергии в Литву. Поставки могут осуществляться транзитом через территорию Беларуси по двум межгосударственным линиям электропередачи Чернигов-Гомель и ЧАЭС-Мозырь напряжением 330 кВ каждая. Потенциально по обеим ЛЭП можно передавать порядка 3 миллиарда киловатт-часов в год. Около 50% передаточной мощности этих линий сейчас занято экспортом тока в Беларусь, однако если Киев и Вильнюс договорятся о поставках тока, то по упомянутым линиям уже в ближайшее время в Литву можно будет передавать как минимум 1 миллиард киловатт-часов электроэнергии.
Разве что непредсказуемый белорусский "батька" Александр Лукашенко может "стать в позу" и отказаться предоставить электрические транзитные услуги, как это в свое время сделала Россия по отношению к Украине, изъявившей желание поставлять ток в Грузию через территорию РФ. Или же выставит непомерно высокую транзитную цену, которая может оказаться не по карману Литве.
Балтийцы могут себе позволить платить за транзитные услуги не более 1 центаза киловатт-час, что в сумме с минимальной ценой закупки энергии в Украине на выходе давало бы Вильнюсу возможность приобретать ток по 5,5-6 центов за киловатт-час. Сегодня для литовцев это очень высокая цена - себестоимость производства одного киловатта электроэнергии в стране составляет порядка 3 центов. Но после остановки Игналинской АЭС эта планка поднимется до 7-8 центов (из-за более дорогой тепловой энергии). А с вводом в эксплуатацию новой АЭС в структуру тарифа тока будет заложена окупаемость атомного проекта, в результате чего в 2015 году средняя стоимость энергии в Литве может достигнуть 10 центов за киловатт.
В принципе на такой уровень белорусских транзитных цен Киев и Вильнюс могут надеяться, ведь до последнего времени Украина и Беларусь находили электрическое взаимопонимание. К примеру, месяц назад рабочая группа специалистов государственного производственного объединения "Белэнерго" и национальной энергокомпании "Укрэнерго" признала перспективным проект строительства межгосударственной линии электропередачи мощностью 330 кВ Ривненская АЭС-Микашевичи. Эту ветку планируется построить в ближайшее время для расширения технических возможностей транспортировки украинского тока транзитом через Беларусь. Но при этом совершенно очевидно, что взамен на предоставление транзитных услуг Минск попросит Киев пойти на определенные уступки. По словам наблюдателей, среди таковых вполне могут быть привилегированные условия поставок нашей электроэнергии для Беларуси.
Это предположение может подтвердиться уже в ближайшее время, так как в соответствии с соглашением об экспорте тока, подписанным в конце 2006 года Киевом и Минском, до июня страны должны пересмотреть объемы и стоимость поставок энергии на второе полугодие. Напомним, что в течение первой половины 2007 года. Украина обязалась экспортировать в Беларусь порядка 1,5 миллиарда киловатт-часов по 2,4 цента за киловатт-час, что Минску очень выгодно. Ведь себестоимость производства собственного тока у них составляет около 4 центов за киловатт-час. "Беларусь заинтересована в покупке украинской электроэнергии для своих нужд. Нынешние условия нас вполне устраивают", - сообщили в "Белэнерго". В то же время Киев при себестоимости производства 1 киловатт-часа на уровне 4,5 цента получает от этого контракта прямые убытки (в страны Европы мы продаем энергию по 4-9 центов за киловатт-час).
Как бы то ни было, но эксперты утверждают, что на будущих переговорах с белорусами об условиях поставок вряд ли будет подниматься вопрос о повышении стоимости украинского тока. "Возможно, объемы будут снижены (в связи с планом ремонтов нашей тепловой генерации), но резких изменений в цене не будет. Мы не можем им продавать ток на аукционах, как это было сделано в марте для европейских стран. Торги есть смысл проводить там, где есть достаточное количество покупателей. Кто таким покупателем выступит в Беларуси, если там работает одна государственная компания ("Белэнерго"), неизвестно", - сообщили в "Укринтерэнерго". Впрочем, демпинговые цены на электроэнергию для белорусов могут оказаться небольшой платой за возможность Украины закрепиться на перспективных балтийских рынках.
По материалам