Верховная Рада на следующей неделе может рассмотреть в первом чтении проект госбюджета на 2018 год. Львиная доля замечаний к документу касается увеличения нагрузки на местные бюджеты и распределения дотаций аграриям. Перед вторым чтением споров станет больше, когда парламентарии начнут лоббировать "нужные" им поправки. Но почти наверняка без изменений по сравнению с правительственной редакцией проекта бюджета останутся расходы на социальные программы. Подробнее о них - в материале РБК-Украина.

Пенсионная "пропасть"

Презентуя в сентябре проект госбюджета, премьер-министр Владимир Гройсман указал на цифру 122,7 млрд гривен. Это размер социальной помощи, которую власти предусмотрели в госказне на следующий год. Главным образом, речь идет о жилищных субсидиях и помощи малообеспеченным семьям. Но глава правительства мог смело добавить еще одну цифру - 141,3 млрд гривен. Именно столько составляет размер дотации Пенсионному фонду (ПФ) для выплаты пенсий. Из госбюджета ни на что не тратят такое количество средств налогоплательщиков, как на эту дотацию.

На ближайшие годы сумма доплат из казны для выплаты пенсий "заморожена" на уровне 141,3 млрд гривен. Сейчас это примерно половина доходов ПФ. Власти делают ставку на то, что в последующие годы бюджет Фонда будет расти, и его собственные доходы тоже - за счет поступлений единого социального взноса (ЕСВ). Но из-за того, что размер пенсий также увеличится, как это предусмотрено пенсионной реформой правительства, в абсолютных цифрах дефицит сохранится в пределах 141 млрд гривен. Напомним, "дыра" в бюджете Пенсионного фонда увеличилась на 77 млрд гривен после того, как правительство Арсения Яценюка убедило парламент снизить с 2016 года ставку ЕСВ с 38-41% до 22%. Власти тогда рассчитывали на "отбеливание" зарплат, но не получили ожидаемой ответной реакции от бизнеса.

За девять месяцев этого года поступления ЕСВ выросли уже почти на 35 млрд гривен или на 36,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. То есть, это уже четвертая часть доплат, которые ПФ получает из госбюджета в этом году и получит в следующем. Существенный скачок по ЕСВ - это эффект от двойного повышения минимальной зарплаты. До конца года денег от перевыполнения ЕСВ будет еще больше. Их можно было бы использовать, к примеру, для того, чтобы частично перекрыть дефицит ПФ либо погасить задолженность по привлеченным займам с Единого казначейского счета, которая сейчас превышает 48 млрд гривен. Власти же распорядились иначе, решив провести так называемое осовременивание пенсий в рамках пенсионной реформы, согласно которой, пенсии пересчитали с учетом средней зарплаты за последние три года.

Тарифная поддержка

За последние три года одной из крупнейших статей расходов госбюджета стали жилищные субсидии. В деньгах эта статья расходов почти сравнимая, к примеру, с годовыми тратами Министерства обороны. Следующий год не станет исключением, правда, сумма субвенции местным бюджетам, из которой украинцам начисляют субсидии, сократится более чем на 6 млрд гривен - до 55,07 млрд гривен. При этом количество семей, получающих субсидии, практически не изменится. В начале года министр социальной политики Андрей Рева говорил о 6,6 млн семей, за которых государство частично оплачивает коммунальные услуги. А на старте нового отопительного сезона Владимир Гройсман заявил, что субсидии уже переназначены более 6,5 млн домохозяйств.

Есть риск, что предусмотренных в проекте госбюджета денег на субсидии может не хватить. Как, прочем, их не хватает и в этом году. Напомним, в июле правительство откорректировало госбюджет, добавив более 14 млрд гривен как раз для выплаты субсидий.

После этого расходы на эту субвенцию выросли до 61,1 млрд гривен. В конце октября замминистра финансов Сергей Марченко сообщил, что к началу четвертого квартала сумма обязательств по субсидиям превысила 71 млрд гривен. Это значит, что нужно еще как минимум 10 млрд гривен. По информации собеседников РБК-Украина в Минфине, очередные изменения в госбюджет-2017 не планируются. И, скорее всего, власти будут перекрывать обязательства по субсидиям 2017 года уже бюджетом 2018 года.

В следующем году разница между запланированным в бюджете и фактическим объемом субсидий может оказаться не такой значительной, как сейчас. На то есть веская причина - у населения выросли официальные доходы после того, как с 2017 года власти вдвое подняли минимальную зарплату - до 3200 гривен. Теперь семьи, где получают "минималку", могут претендовать на меньшую компенсацию по счетам за "коммуналку" от государства, чем в прошлом отопительном сезоне, когда, по данным Госстата, средний размер субсидии на семью составлял 1,2-1,5 тысячи гривен.

Для понимания: субсидии перед прошлым отопительным сезоном власти рассчитывали до повышения "минималки". Кроме того, с мая этого года вступили в силу новые правила, согласно которым при назначении субсидии органы соцзащиты учитывают доходы семьи не за предыдущий календарный год, а за четыре квартала перед обращением за субсидией. Смена периода, за который учитывается доход, сделала украинцев немного богаче в глазах государства. Что это значит? Если бы действовали старые правила, то при расчете субсидии на отопительный сезон 2017/2018 чиновники не смогли бы учесть повышенную минимальную зарплату, а значит, и не получили бы экономию для госбюджета.

В правительстве не скрывали, что украинцы будут получать меньше субсидий. Еще в начале года Андрей Рева предупреждал, что количество получающих субсидию будет снижаться, если доходы граждан будут расти быстрее, чем повышаться тарифы. Как известно, вопреки договоренностям с МВФ, пока правительство Гройсмана отказалось повышать стоимость газа для населения в этом отопительном сезоне, что привело бы к удорожанию других коммунальных услуг. Следовательно, раз доходы выросли, а тарифы - нет, значит, и сумма субсидии будет меньше.

Выйти на минимум

Из года в год власти вынуждены увеличивать размер субвенции для выплаты социальной помощи малообеспеченным семьям и детям с инвалидностью. Это происходит автоматически с повышением прожиточного минимума, к которому привязан размер соцвыплат. По сравнению с текущим годом, сумма помощи семьям с детьми, малообеспеченным семьям, инвалидам с детства, детям-инвалидам и другой госпомощи в 2018 году увеличится почти на 4 млрд гривен - до 58 млрд гривен. К слову, это даже больше, чем власти тратят на субсидии.

Если же посчитать, сколько из этих миллиардов достается каждой отдельной семье, сумма уже не кажется такой внушительной. В проекте госбюджета прописано, что размер соцпомощи малообеспеченным семьям в 2018 году не может быть больше 75% от уровня прожиточного минимума для семьи. Этот показатель рассчитывается индивидуально. Проще говоря, это сумма прожиточных минимумов, рассчитанных для разных социальных и демографических групп населения - детей, трудоспособных и нетрудоспособных лиц.

В 2018 году прожиточный минимум для детей до 6 лет с января составит 1492 гривны, с 1 декабря - 1626 гривен. Для детей в возрасте от 6 до 18 лет с января - 1860 гривен, с декабря - 2027 гривен. Для трудоспособных лиц с января - 1762 гривны, с декабря - 1921 гривна. Для лиц, утративших трудоспособность, с января - 1373 гривны, с декабря - 1497 гривен. Но при назначении соцпомощи на семью учитывается не весь размер прожиточного минимума для той или иной социальной группы, а лишь его часть. В частности, 21% - для трудоспособных лиц, 85% - для детей. 100% учитывается только для инвалидов, то есть, нетрудоспособных лиц.

Помочь на новом месте

На уровне текущего года в проекте госбюджета-2018 осталась общая сумма адресной помощи временно перемещенным лицам - 3,2 млрд гривен. В основном это деньги, которые переселенцы получают как компенсацию расходов на проживание и оплату коммунальных услуг.

Общий размер пособия на семью в месяц - рассчитывается как сумма размеров помощи на каждого члена семьи и не может превышать 2400 гривен или 3400 гривен, если в состав семьи входят лица с инвалидностью или дети с инвалидностью. В любом случае, едва ли этих денег хватит на аренду жилья, особенно в крупных городах.

По данным Минсоца, к концу октября на учете было более 1,6 млн переселенцев или почти 1,3 млн таких семей с Донбасса и Крыма. Если предположить, что все семьи переселенцев обратятся за выплатами, то предусмотренных в госбюджете средств хватит лишь на то, чтобы компенсировать одной семье только около 2,5 тысяч гривен в год.