В Администрации президента с марта "придерживают" правительственный законопроект о создании Службы финансовых расследований, разработанный Министерством финансов. Вместо него президенту планируют презентовать альтернативную концепцию, над которой работала глава налогового комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина. Что мешает чиновникам и депутатам найти компромисс - в материале РБК-Украина.

Национальный совет реформ на ближайшем заседании рассмотрит концепцию создания Службы финансовых расследований (СФР). Об этом РБК-Украина рассказала глава налогового комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина (БПП). Эта Служба финрасследований должна стать новым органом, который получит полномочия налоговой милиции, подлежащей ликвидации. По ее словам, текст законопроекта уже практически готов, но пока его презентовать не будут. "Нужно обсудить самые важные детали, обговорить все процедуры. Чтобы в тексте все было указано именно так, как будет принято Национальным советом реформ", – пояснила изданию глава комитета.

В четверг, 26 октября, министр финансов Александр Данилюк допустил возможность рассмотрения вопроса о СФР. По его словам, он пока не видел ни концепцию, ни законопроект Южаниной. Но заверил, что также готов обсуждать на Нацсовете правительственный проект о создании СФР, над которым работал Минфин, и который еще в марте утвердил Кабмин. Тогда чиновники рассчитывали на быстрое рассмотрение документа Нацсоветом реформ. После чего его планировали передать в парламент. Но совет не стал рассматривать документ, вернув его в Кабмин.

Ключевое замечание, по словам Данилюка, касалось того, что документ не учитывал всех рекомендаций Министерства внутренних дел. "Решение правительства есть? Есть. Это уже внутренний вопрос. И мы как правительство всегда работаем, как единая команда. Интересно другое, что завтра (в пятницу, 27 октября, - ред.) предлагается рассмотреть что-то, что мы не видели. Никто из правительства не видел. Даже не знаю, какие могут быть аргументы относительно рассмотрения", - возмутился министр, отвечая на вопрос РБК-Украина. Отметим, заседание Нацсовета реформ изначально планировалось провести сегодня, впрочем, по состоянию на 17:00 пятницу, совет так и не собрался.

Разошлись во взглядах

Минфин не участвовал в работе над проектом и концепцией, которые готовит команда Нины Южаниной. Впрочем, Данилюк уверяет, что вопрос авторства для него не приоритетный. Другой вопрос, что есть принципы, на которых будет настаивать Минфин. Причем, критерии и ключевые параметры для нового ведомства, которые просит учесть Минфин, во многом пересекаются с тем, о чем говорит глава профильного парламентского комитета Нина Южанина. Но разница - в деталях.

Министр считает, что должно быть взаимодействие между органом, формирующим политику, и органом, который ее реализует. Другими словами, министерство должно иметь влияние на СФР. И правительственный проект предусматривает, что Служба финрасследований "координируется Кабинетом министров через министра". Разумеется, через министра финансов.

При этом Нина Южанина уверяет, что вопрос о том, кому будет подчиняться новый орган - далеко не самый важный. "Все зависит от того, какие функции будут у нового органа. И тогда будет определяться его подчиненность. В моем понимании новый орган должен также осуществлять контроль в сфере доходной и расходной части бюджета, и вообще планирования бюджета", - пояснила Южанина РБК-Украина.

Учитывая, что формирование госбюджета - это прерогатива Минфина, не стоит и сомневаться, что наделение нового органа широкими полномочиями контроля станет раздражителем для Минфина. Южанина же считает, что новый правоохранительный орган "не должен разбираться с последствиями разворовывания государственных денег или фактами неуплаты в бюджет, а - с предпосылками и системами, которые это позволили сделать".

Минфин настаивает, что СФР должен стать полноценным правоохранительным органом со всеми правами досудебного расследования. Ведомство также должно иметь право на самостоятельную оперативно-розыскную деятельность. При этом, по версии Минфина, СФР не должно быть перегружено "мелкими делами". Работа органа должна фокусироваться на том, что существенно вредит экономике государства, считает министр.

С этим тезисом согласна и Нина Южанина, но депутат считает, что вопрос с подследственностью мелких нарушений еще нужно обсудить. "Мы должны оставить новому органу работать с системными нарушениями в сфере экономики. Мелкие правонарушения также нельзя оставлять вне внимания. И кто ими должен заниматься, это все нужно обсудить на Нацсовете реформ", - пояснила она.

В этом вопросе сложно будет не учесть интересы Министерства внутренних дел. Есть сомнения, что МВД согласится оставить у себя те самые "мелкие дела", о которых говорит Данилюк. "Важно, чтобы у нас не было никаких других служб ни в Службе безопасности, ни в ГФС, ни в полиции. Мы готовы полностью передать это одному органу, который будет иметь карандаш и компьютер. Аналитический, прежде всего, и потом только оперативный. Это принципиально. Чтобы никто никого не дурил, что мы создадим еще один орган, а эти все останутся", - заявил на заседании правительства 25 октября министр внутренних дел Арсен Аваков, дав понять, что еще не все вопросы сняты.

Дело принципа

В законопроекте Минфина, по словам Южаниной, много вопросов, на которые авторы не могут ответить. Именно поэтому было принято решение о подготовке альтернативного документа. "Мы не можем понять, и они не могут прокомментировать, как изменится система работы нового правоохранительного, и чем она будет отличаться от той, которая действует. Каким образом они перекрывают доступ всех правоохранительных органов к субъектам предпринимательской деятельности, так как это обещают? Мы не видим этого в проекте закона", - отметила глава налогового комитета. Она добавила, что на Нацсовете нужно согласовать, какие именно изменения в Уголовно-процессуальный кодекс требуются, чтобы достичь такой цели.

Есть еще один спорный момент, на который обратила внимание глава налогового комитета. "В правительственном законопроекте есть абзац, что все правоохранительные органы, которые расследуют уголовные преступления в сфере финансов и экономики, должны в течение месяца передать все дела новому правоохранительному органу. Я категорически против такого подхода. Это означает, что новорожденный орган никогда не заработает нога в ногу по времени и по новым методам и технологиям, которые нужно сейчас внедрять в его работу", - говорит Южанина.

Но она соглашается, что при создании новой Службы важно избежать дублирования функций с другими правоохранительными органами. "При этом важно не допустить правовой произвол, когда часть преступлений, которые расследуются нашими другими правоохранительными органами, будет де-факто прекращены из-за запрета входа к субъектам предпринимательской деятельности", - добавила депутат.

Выйти на публику

В Минфине недовольны тем, что Южанина готовила проект и концепцию, не обсуждая с правительством. Кроме того, первый заместитель главы налогового комитета Андрей Журжий (фракция "Самопомич") сказал РБК-Украина, что в комитете также "глобально никакой работы с законопроектом официально не было". "Думаю, когда мы увидим проект от Нины Южаниной, мы поймем, почему проект правительства не подошел", - не став вдаваться в подробности, сказал РБК-Украина народный депутат.

"Ни один эксперт этот законопроект не видел, не обсуждал, не высказывал замечаний. Это был полностью закрытый процесс. Скорее всего, текст, который будет подан, нас очень удивит", - полагает эксперт Реанимационного пакета реформ Илья Несходовский. Среди прочего, по его мнению, законопроект Южаниной может содержать нормы, позволяющие действующим сотрудникам налоговой милиции работать в Службе финрасследований.

Впрочем, Нина Южанина заверила, что законопроект успеют обсудить с экспертами, "которые имеют профессиональные знания".

Личная неприязнь

Почему чиновники и депутаты не договорятся и не подготовят общий проект? Переговоры усложнены конфликтом между Минфином и главой налогового комитета. Ведь СФР - это далеко не единственный спорный вопрос между ними. Как писало РБК-Украина, налоговый комитет хочет внести изменения в систему блокировки налоговых накладных, против чего категорически выступил Минфин.

Южанина также обвинила Данилюка в том, что он пытается отстранить от работы руководство главного управления ГФС Киева из-за того, что фискалы возобновили проверку его декларации о доходах. Данилюк, в свою очередь, сказал, что поручил и.о. главы ГФС Мирославу Продану отстранить столичное руководство службы на время расследования об увеличении сумм фиктивного НДС. Так как, по словам министра, две трети фиктивного НДС проходят через Киев.