По дням

В начале сентября "Укрзализныця" срочно закупила путем переговорной процедуры 60 тыс. тонн дизельного топлива на 1,4 млрд гривен. Срочность закупки объясняется острым дефицитом, который УЗ начала испытывать в тот период.

Директор консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн говорит, что согласно украинскому законодательству закупка по переговорной процедуре может применяться только в исключительных случаях, к примеру, при чрезвычайных ситуациях. "До сих пор никто не видел документа, который позволил бы УЗ 7 сентября применить это правило. Неофициально в УЗ пояснили, что остановка железной дороги из-за отсутствия топлива угрожает обороноспособности Украины, в частности, невозможно было бы удовлетворить армейские нужды", – рассказал эксперт.

По его словам, тендер 7 сентября был проведен в спешке: официально трейдеры получили уведомление о торгах в 15:07, тогда как сами торги начались в 15:30. "Всех собрали в одном помещении, победил тот, кто с голоса предлагал наименьшую цену", - рассказал Куюн.

По данным УЗ, на утро 7 сентября средний запас дизельного топлива в региональных филиалах компании составлял в среднем 3 суток (от 2 до 6 в зависимости от филиала), которых должно было хватить до 9 сентября.

В обоснование проведения переговорной закупки топлива в УЗ указывают на то, что плачевная ситуация с запасами топлива стала следствием отмены 15 августа Антимонопольным комитетом тендера по закупке 90 тыс. тонн дизтоплива на 2 млрд гривен, который должен был состояться летом. АМКУ принял свое решение в результате рассмотрения жалобы компании "ОККО Контракт". Эта компания обратила внимание чиновников на то, что некоторые банковские гарантии других участников тендера не соответствуют требованиям, которые выдвинула УЗ в условиях тендера.

В результате на начало сентября у "Укрзализныци" не было действующих контрактов на поставку дизтоплива.

В УЗ отмечают, что в случае полной остановки маневровой работы можно было ожидать потерю доходов в размере 100% среднесуточных доходов от грузовых перевозок, которые в компании оценивают в 153,7 млн гривен и 100% среднесуточных доходов от пассажирских перевозок - 27,9 млн гривен.

Мало того, отсутствие дизельного топлива поставило бы под угрозу подготовку к отопительному сезону из-за несвоевременной доставки топливно-энергетических ресурсов для тепловых электростанций.

Но даже закупка путем переговоров не помогла УЗ справиться с дефицитом топлива. По словам министра инфраструктуры Владимира Омеляна, запас дизтоплива на Львовской железной дороге составляет полсуток. "У некоторых других железных дорог запас составляет от двух до четырех суток. У Донецкой железной дороги запас составляет семь суток", - заявил он недавно в интервью РБК-Украина.

"Сейчас возможный дефицит дизтоплива в УЗ может быть связан с тем, что топливо поставляется с колес, запасы делать просто не успевают. Закупленных 60 тыс. т хватит в аккурат до тендеров, намеченных на конец октября", - говорит Сергей Куюн.

Следующие ближайшие тендеры по закупке топлива УЗ запланировало провести только 2 октября и 7 ноября, в ходе которых, как ожидается, будет закуплено 15 лотов топлива на сумму около 3,4 млрд гривен. На тендеры, которые должны пройти 2 октября, подались пять компаний – торговый дом "Сокар Украина", "Элемент Нафта", "ОККО контракт", "Газтрейд" и "Нафтотрейд-Капитал".

"Тендеры, скорее всего, состоятся, но глобальная проблема не будет решена – останется ручное управление закупками дизтоплива в УЗ. Менеджмент УЗ и некоторые трейдеры нашли лазейки в системе ProZorro, которые позволяют ее обходить и в итоге продавать топливо выше рынка. Вкратце это работает так: претендент выигрывает тендер с низкой ценой, а потом сразу приносит справку из "Держзовнишинформа" об уровне рыночных цен и требует повысить цену. Характерно, что менеджмент УЗ на это соглашается. По такой схеме были закуплены все объемы дизтоплива у фаворитов УЗ – компаний WOG и "Трейд Коммодити" – 195 тысяч тонн. Я оцениваю переплату на этом объеме в сумму примерно 163 млн гривен. Это при том, что прибыль УЗ в первом полугодии 2017 г составила 125 млн гривен", - рассказывает Сергей Куюн.

В пресс-службе WOG заявили РБК-Украина, что система ProZorro исключает всякие возможности махинации или злоупотребления со стороны трейдеров. "Выигрывают те, кто дают лучшую стоимость и все. Влиять на этот процесс (аукцион, - ред.) каким-либо админресурсом ни у кого из операторов, равно как и у заказчика, возможности нет. Все делает компьютер. Он и определяет победителя. Следовательно, говорить о "лазейках" в системе ProZorro, не приходится, их нет", - завили в WOG.

Кроме того, в пресс-службе WOG напоминают, что возможность суммарно 10%-ого пересмотра цены на партию закупленного топлива после проведения тендера предусмотрена действующим законодательством. "И пока у нас в стране между датой проведения закупки и датой первой отгрузки топлива будет проходить 3-4 недели (как это есть сегодня), трейдеры будут вынуждены прибегать к этой норме закона, - говорят в WOG. - Мы везем импортный ресурс, который покупаем за валюту. Следовательно, конечная цена поставляемого импортером на нужды государства горючего всегда будет привязываться к стоимости нефти на границе и к доллару. Именно по этой причине рыночная цена на топливо в Украине (а это на 80% импортный ресурс) в течении 3-4 недель может измениться и 5, и 10, и 20 раз. Если за время от заключения договора до отгрузки рыночная цена растет – трейдер просит заказчика откорректировать и цену закупки в сторону увеличения, если падает – наоборот".

Пути выхода

Эксперты называют несколько возможных путей решения проблемы с перманентным дефицитом топлива в УЗ. К примеру, стоит перейти на закупки топлива напрямую у производителей. Бывший заместитель министра инфраструктуры Александр Кава считает, что решить проблему с дефицитом топлива можно, отказавшись от услуг посредников и напрямую закупая топливо у производителей. "Это позволит договориться о хороших скидках. Покупая топливо напрямую у производителей, УЗ за счет больших объемов закупки может сэкономить по сравнению с рыночной ценой до 10-15%, - говорит он. - Для того чтобы закупать топливо напрямую у производителей в тендерах в ProZorro необходимо установить критерий о том, что покупка может осуществляться только напрямую у производителя дизтоплива. Сейчас производителям не дают принять участие в тендерах – отдельные лица настойчиво убеждают их этого не делать".

Аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко более категоричен. Он считает, что решить проблему с перманентным дефицитом топлива в УЗ можно переходом на прямые закупки у украинских производителей. "Необходимо модифицировать систему обеспечения топливом. Например, было бы неплохо начать закупку дизтоплива у украинских производителей - Кременчугского НПЗ и Шебелинского ГПЗ. Волевым решением Кабмина можно обязать УЗ провести тендер, например, на поставку 50% от потребности компании в топливе между этими двумя производителями. Кроме того, можно выйти на международные рынки и начать закупать топливо заграницей напрямую у производителей, к примеру, у Мозырского НПЗ", - отмечает он.

Бывший и.о. председателя правления "Укрзализныци" Александр Завгородний говорит, что в год УЗ закупает примерно 360 тыс. тонн дизтоплива. "После розничных торговцев, УЗ является крупнейшим потребителем дизтоплива в Украине", - отмечает он.

Кроме того, по мнению Александра Сиренко, УЗ необходимо при закупках дизтоплива привязываться к формульному ценообразованию. "Это привело бы к понятному и прозрачному установлению цен на закупаемое дизтопливо. Посредники бы соревновались за победу за счет своей маржи. Почему не используют этот механизм, сложно понять. Наверное, от тендера к тендеру от трейдеров появляются "вкусные" предложения к УЗ о решении вопроса с поставкой топлива "традиционным" способом. В любой стране это называется коррупция", - говорит он.

"Формульное ценообразование позволит снизить цены и привлечь к тендерам отечественных и зарубежных производителей и трейдеров. В этом году такой крупный потребитель как УЗ мог бы рассчитывать на скидку в примерно 500 гривен от оптовых рыночных цен. На закупленных 195 тыс. тонн можно было бы сэкономить еще примерно 100 миллионов гривен", - говорит Сергей Куюн.