Механизм поиска компромиссов между Украиной и Россией в вопросе погашения 3 млрд долларов кредита так и не был запущен. Украинское правительство, как и обещало, не осуществило выплат для погашения российского долга, объявив мораторий по данному платежу. РФ все еще рассчитывает в течение 10 дней получить свои деньги. Но решить проблему, избежав судебного процесса, возможности нет, считают эксперты: Россия не воспринимает Украину как равноценного партнера, а чисто экономический вопрос уже давно перешел в политическую плоскость.

Отказ России от участия в переговорах о реструктуризации долга, игнорирование предложений Украины привели к объявлению моратория на выплату 3 млрд долларов по российским бондам, погасить которые правительство должно было 21 декабря. Кроме того, приостановлены выплаты по гарантированным государством кредитам "Укравтодора" и КБ "Южное" перед российскими банками на сумму в еще 507 млн долларов.

"Выплаты по этим долгам в пользу российской стороны останавливаются до момента принятия наших предложений по реструктуризации или соответствующего судебного решения", - заявил в пятницу премьер-министр Арсений Яценюк.

Украинская сторона неоднократно предупреждала РФ о возможности применения права моратория. Правила долговой операции, которую правительство завершило в ноябре, обменяв старые облигации на новые бумаги по новым условиям, запрещают Украине осуществлять какие-либо платежи кредиторам, которые отказались от реструктуризации.

Кроме того, правительство не может предлагать или принимать другие варианты реструктуризации с более выгодными критериями, чем получили другие бонд-холдеры. В то же время "неуплата или другое событие невыполнения обязательств по еврооблигациям с погашением в декабре не означает кросс-дефолта по новым облигациям", заверяют в пресс-службе украинского Минфина.

"Украина, как и ранее, согласна на добросовестное проведение переговоров для достижения взаимного согласия в отношении реструктуризации долга", - говорится в сообщении министерства.

Правительство России не заставило себя долго ждать с ответом. Минфин РФ считает, что Украина предпочла допустить дефолт по своим долговым обязательствам, вместо того чтобы вести переговоры на основе предложений президента Владимира Путина. В ноябре в ходе встречи лидеров стран G20 в Анталье он посчитал, что предложил украинской стороне "более глубокую реструктуризацию": рассрочку погашения до 2019 года с возможностью выплат в течение следующих трех лет по 1 млрд долларов.

Правда, все эти предложения от РФ так официально и не получили в правительстве Украины. А российская сторона все еще надеется, что до 31 декабря, когда истекает льготный период погашения, Украина "исполнит свои долговые обязательства в полном объеме".

"Если Украина не осуществит выплату по облигациям в полном объеме в течение льготного периода, Российская Федерация будет добиваться возврата причитающихся средств, используя соответствующие юридические механизмы", - говорится в сообщении Минфина России, опубликованном вчера поздно вечером.

Арсений Яценюк неоднократно заявлял, что Украина готова к судебному разбирательству с РФ. Более того, правительство намерено требовать компенсации за аннексию Крыма и оккупацию Донбасса. Еще в сентябре министр иностранных дел Павел Климкин говорил, что речь может идти о миллиардах долларов.

Руководитель аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий считает, что других возможностей договориться и решить проблему, кроме как в суде, нет.

"Россия не воспринимает украинскую сторону, как равноценного партнера. Предложение, которое Путин озвучил, было не для Украины, а для МВФ, Евросоюза. Он сказал, что да, мы согласны на реструктуризацию, но только вы нам дайте гарантии, - пояснил Паращий. - То есть, Украина вообще не фигурировала. Отношение показали и к факту, когда украинское правительство постановило заморозить платежи. Россия сказала, что ждет официальной даты платежа и только потом будет что-то делать. С такой позицией они не будут готовы к переговорам, по крайней мере, двухсторонним".

В Минфине уже заявили о том, что посредником в переговорах между Украиной и Россией может выступить Германия.

"Германия всегда выступает посредником. Она хочет, чтобы все как можно быстрее устаканилось, - добавил специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital Сергей Фурса. - Если я вам должен рубль - это моя проблема, а если миллиард - то это уже ваша проблема. Сейчас это проблема России. Мы предложили реструктуризировать, они не захотели, пусть предлагают варианты. Договориться сейчас точно не сможем. Мы слишком далеки".

Предложение Украины по реструктуризации в силе с одной только разницей, что к российской стороне не может быть применен механизм VRI - инструмент возобновления стоимости в случае роста экономики Украины.

"Украина говорит, что лучшие условия мы не предложим, только хуже, например, без списания, но с более длительным сроком погашения или с более низким купоном, - пояснил Паращий. - Россия видит свою силу. Они получили выгодное заключение от МВФ".

Эксперт отметил, что у него есть "большие сомнения" относительно обоснованности такого решения Фонда.

"Мы понимаем, что МВФ признал долг официальным и теперь отношения Украины и МВФ зависят от того, будет ли Киев соответствовать критерию должника, который в дефолте, но при этом делает все возможное, чтобы договориться о реструктуризации, - отметил Паращий. - Когда долг считался, условно, коммерческим, у нас была четкая позиция: мы предложили условия, они были приняты большинством кредиторов, а значит они были хорошими. А тот, кто отказался, занял неконструктивную позицию. Сейчас, когда МВФ признал долг официальным, наша позиция уже не выглядит безупречно конструктивной".

Главный финансовый аналитик рейтингового агентства "Эксперт-Рейтинг" Виталий Шапран уверен, что, несмотря на юридический дефолт, Украина фактически остается платежеспособной страной. При большом желании долг в 3 млрд долларов может быть погашен. Но этот вопрос давно вышел из разряда экономических проблем.

"Это политическое решение. Выплатить 3 млрд долларов для того, чтобы Россия закупила танки, оружие и отправила их на Донбасс, - отметил Шапран. - Аналогичное мнение высказывают агентства Fitch, Moody's, S&P, которые вынесли вопрос этого долга за скобки".

По его мнению, судебные разбирательства в Лондоне более выгодны для Украины, так как британское право - прецедентное, и в практике долги государства неоднократно признавались одиозными, что освобождало заемщика от выполнения обязательств. Если Украина сможет доказать, что деньги, полученные в декабре 2013 года, не были использованы на благо страны, то обязательства погашения долга полностью или частично могу лечь на сторону, которая в итоге сбежала из Украины.

Эксперты отмечают, что подобные разбирательства могут затянуться минимум на три года. В то же время рейтинговое агентство Moody's прогнозирует сложные и продолжительные переговоры, при том, что со временем российский долг будет реструктуризирован и ,вероятно, на тех же условиях, что и другие евробонды.

С запросом о перспективах переговоров и решения проблемы РБК-Украина обратилось в Минфин. Предоставляем ответ пресс-службы министерства изданию.

РБК-Украина: Кабмин подал в парламент законопроект, которым предложил продлить мораторий на выплату долгов на неопределенный период. Сейчас в законодательстве предусмотрен срок до 1 июля 2016 года. Зачем?

Минфин: Общение с Россией может занять больше времени. Изначально, когда в апреле 2015 года правительство подавало законопроект о возможности введения моратория на выплату по внешнему коммерческому долгу, он не предусматривал дату 1 июля 2016 года - решение об ее установлении было принято парламентом.

РБК-Украина: В пресс-релизе Минфина говорится, что Украина согласна на "добросовестное проведение переговоров" для достижения согласия. Украина должна предложить России новый пакет условий?

Минфин: Министерство финансов всегда вело переговоры с кредиторами конструктивно и добросовестно. В том числе, именно так строились отношения и с владельцами т. н. "российских еврооблигаций" с погашением в декабре 2015 года. Такое добросовестное поведение проявлялось, в том числе, в том, что Министерство финансов приглашало всех без исключения держателей евробондов к переговорам и участию в комитете кредиторов. Но владельцы т. н. "российских бондов"  предпочитали не общаться. 

РБК-Украина: Так что кроется за этой формулировкой? 30-31 декабря будет объявлен дефолт по этим бумагам.

Минфин: Это юридическая формулировка, которая сопровождает мораторий на выплату, объявленный 18 декабря, и которая, по сути, является инструкцией Госказначейству не платить по этим бумагам. Таким образом, Заплатить 21 декабря по еврооблигациям у Министерства финансов не было ни юридических, ни финансовых возможностей. Такая уплата противоречила бы условиям программы сотрудничества с МВФ: мы не имеем права сейчас заплатить эту сумму, поскольку это создало бы "брешь" в финансировании программы. Ее нужно реструктуризировать минимум на четыре года.

Так называемые "российские еврооблигации" входили в перечень инструментов, подлежащих реструктуризации, вместе со всеми другими сериями еврооблигаций. По условиям реструктуризации, все, кто согласился, на ее условия, получают новые бумаги, кто не согласился - не получают и не могут претендовать на лучшие условия при реструктуризации, чем условия, предусмотренные соглашением с Комитетом кредиторов.

РБК-Украина: Мы России еще раз будем предлагать условия, действующие для всех, или, может, это будут условия реструктуризация на 10-15 лет и более низкая ставка купона?

Минфин: Существуют разные варианты "упаковки" условий реструктуризации, но ни какой из них не может предложить владельцам этих бондов более высокую чистую приведенную стоимость (net present value, NPV), чем та, которую предполагает соглашение со Специальным комитетом кредиторов.

Ключевой вопрос также состоит в другом: есть ли наличие желания вести переговоры у второй стороны. Пока что заявления российской стороны, не говорят об этом. На данный момент Россия настаивает на том, чтобы Украина заплатила по этому инструменту, иначе она пойдет в суд.

РБК-Украина: Рейтинговое агентство Moody's прогнозирует сложные и продолжительные переговоры, предполагая, что в итоге российские бонды будут реструктуризированы чуть ли не на тех же условиях, что и другие...

Минфин: Мы надеемся на это.

РБК-Украина: Теоретически Россия может пойти в суд через 10 дней после неплатежа, то есть 30-31 декабря. Какой наш основной аргумент в суде? Эксперты говорят, что если Украина в суде сможет доказать, что деньги были потрачены "не на благо страны", а в Лондонском суде уже были такие прецеденты, то суд может обязать Россию взыскать средства, например, с экс-президента Януковича. Насколько такой вариант реален?

Минфин: Мы не комментируем нашу стратегию в суде.

РБК-Украина: Премьер-министр неоднократно говорил, что в суде мы так же будем требовать компенсаций от России за аннексию Крыма и оккупацию Донбасса. О каком объеме компенсации идет речь?

Минфин: Без комментариев.

РБК-Украина: Украина не ведет двухсторонних переговоров с Россией, но если посредником может выступить третья сторона, например, Германия, насколько это может быть приемлемо для нас, и на каких условиях?

Минфин: Министр финансов Наталья Яресько заявляла, что начался процесс обмена мнениями с привлечением посредников, в частности, Германии. Мы готовы конструктивно разговаривать со второй стороной.

РБК-Украина: То есть, есть возможность договориться без судебных разбирательств?

Минфин: Конечно. При желании российской стороны найти общий язык, достижение договоренности может произойти на протяжении одного дня.