Чуть более недели назад Государственная служба статистики Украины бодро отрапортовала о том, что за третий квартал текущего года прямые иностранные инвестиции в экономику нашей страны показали положительную динамику, и выросли на 1,1 млрд долларов по сравнению со вторым кварталом. Прогресс? Увы, лишь на первый взгляд.
В целом из-за существенной девальвации гривны ПИИ в Украину за январь-сентябрь 2015 года сократились на 3,9%, что в абсолютном значении составляет 1,81 млрд долларов. Однако, что интереснее всего, падают капиталовложения со стороны Европейского Союза, невзирая на все попытки украинских властей сблизиться с ЕС. Как в политическом, так и торговом аспектах. В частности, с начала 2015 года объем прямых инвестиций из Евросоюза сократился почти на 17%.
И это особенно прискорбно осознавать на фоне того, какую массу капитала получают страны Западной Европы. Согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития, только за второй квартал Ирландия привлекла 35,6 млрд долларов ПИИ, Германия - 25,2 млрд долларов, Швейцария - 22,28 млрд долларов, Нидерланды - 19,5 млрд долларов прямых инвестиций.
Несомненно, можно долго рассуждать о том, что двухлетняя нестабильность в Украине отпугивает инвесторов. Однако это будет лукавством, поскольку проблемы с привлечением частного капитала мы испытываем уже давно. И если вновь обратиться к статистике, то еще в 2012 году объем прямых инвестиций в украинскую экономику сократился по сравнению с 2011 годом на 7,2%, а за 2013 год - и вовсе упал вдвое.
И, при ближайшем рассмотрении, у зарубежных инвесторов есть немало причин обходить Украину стороной. К сожалению, невзирая на клятвенные обещания и глобальные планы реформ, за полтора года работы "революционной" власти, практически ничего, что касалось бы снятия регуляторных барьеров для ведения бизнеса, а также снижения налогового давления, в полной мере реализовано не было.
Дерегуляция? Все ее результаты красиво отображены в законодательстве, но практически неприменимы в реальной жизни. Налоговая реформа? Пока что она представляет собой скорее инструмент давления на парламент со стороны Кабмина, а также повод для споров с МВФ, но никак не реформу в полном смысле этого слова.
Все это вырисовывается в картину, где внешние стимулы для развития бизнеса в Украине, по сути, отсутствуют. А это, в свою очередь, служит отталкивающим фактором для инвесторов, которые рассматривают возможность капиталовложений нашу страну. Причем, даже те немногие отрасли, которые на фоне рецессии демонстрировали рост, подвергаются прессингу со стороны государства.
АПК лишился многих налоговых льгот, а, помимо этого, в 2016-2017 годах аграриям и вовсе грозят "отрезать" упрощенную систему налогообложения, ссылаясь при этом на требования МВФ.
Еще больше проблем у IT-сектора: массовые обыски со стороны правоохранительных органов, которым подверглись IT-компании с начала 2015 года, вызывали нешуточный резонанс. К решению проблемы подключились даже представители Министерства экономического развития и торговли, а также Администрации Президента.
Вместе с тем, руководство Государственной фискальной службы уже не раз непрозрачно намекало, что фискалы продолжат искать у "айтишников" незадекларированные доходы, а разработчики упомянутой уже налоговой реформы постепенно вынашивают модель, при которой IT-индустрии придется отчислять в государственный бюджет значительно больше, чем сегодня. В разы больше.
Да и весь малый бизнес, в действительности, находится под угрозой, так как и в Министерстве финансов, и в парламентском Комитете по вопросам налоговой и таможенной политики ратуют за то, чтобы в ближайшие годы лишить предпринимателей льгот и добровольно-принудительно подтолкнуть их к уплате налогов без каких-либо упрощений.
Цель ясна: добиться наполнения государственной казны любой ценой, и выжать из бизнеса максимум. Но вот насколько разумно применять такую модель в Украине, где и так до 50-60% станут открытыми только при кардинальных изменениях, - вопрос риторический.
По крайней мере, цивилизованная Европа, где для бизнеса, особенно малого и среднего, а также иностранного, существуют всевозможные налоговые и регуляторные послабления, добилась в привлечении инвестиций в свою экономику завидных результатов. Даже страны, еще не так давно находившиеся в социалистическом лагере (Польша, Словакия, Чехия), перенимают успешный опыт и всячески содействуют начинающим предпринимателям: освобождают от уплаты налогов, предлагают государственное финансирование для стартапов, поддерживают создание новых рабочих мест.
В Украине же с ее полицейским отношением к предпринимательству не то что о льготах - даже о нормальных, предсказуемых условиях ведения бизнеса говорить сегодня сложно. Изменится ли что-то завтра? В обещаниях реформаторов - коренным образом. На деле же мы продолжаем наблюдать сражение за новую налоговую систему во властных кулуарах и слышать все больше жалоб от бизнеса на коррупционные проявления со стороны чиновников, и массовые проверки фискальных органов. Поэтому при таком климате любая якобы положительная статистика инвестиций выглядит уже очень неправдоподобно.