На ЖКХ, одну из самых угнетенных отраслей, всегда выделялся минимум бюджетных средств, которые тратились неэффективно. Не исключением стал и первый квартал текущего года - из почти 600 млн грн выделено всего 42%, а потрачено и того меньше. При этом, на выплату тарифной разницы и компенсаций для населения потрачен почти ноль. Чем грозит отрасли хроническое недофинансирование коммунального хозяйства и как добиться эффективного расходования бюджетных средств, разбиралось РБК-Украина.

Министерству больше - отрасли меньше

Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ отчиталось на своем официальном сайте о состоянии финансирования бюджетных программ за первый квартал в сегментах ЖКХ, строительной отрасли и в сфере регионального развития. Традиционно, суммы выделенных средств значительно отличаются от запланированных в государственном бюджете.

Так, на финансирование отраслевых программ в январе-марте предполагалось направить 595,4 млн грн. Из них было выделено лишь 42%, а израсходовано еще меньше - 222,2 млн грн. Например, недофинансирование жилищно-коммунального блока составляет 83% - из заложенных на первый квартал средств в размере 348,5 млн грн выделено и потрачено лишь порядка 61 млн грн.

Всего в сегменте ЖКХ в этом году заложено финансирование лишь четырех программ, из которых за первые три месяца года получили поддержку только две. В частности, 60 млн грн из предусмотренных 300 млн грн, потрачено на развитие городской инфраструктуры, систем тепло- и водоснабжения в Николаеве и Черновцах (кредитные проекты ЕБРР и ЕИБ). Еще около 528 тыс. грн из предполагаемых 1,3 млн грн направлены на обеспечение реализации и внедрения мероприятий по развитию инфраструктуры и магистральных сетей по всей Украине.

Не нашлось в госбюджете средств на выплату госсубвенции местным бюджетам на покрытие задолженности по разнице в тарифах на тепловую энергию и водоснабжение. Не выплачены 50 млн грн компенсации тарифной разницы коммунальным теплоэнергетикам.

Всего в 2015 году на тарифную разницу заложено около 3 млрд грн - при потребностях отрасли в 15-20 млрд грн. По данным НАК "Нафтогаз Украины", за последнюю неделю долги теплоэнергетических предприятий за природный газ увеличились на 14,7% - до 23 млрд грн. Еще около 6 млрд грн задолжали водоканалы - перед облэнерго за поставленную электроэнергию.

Зато Минрегион направил на финансирование собственного аппарата порядка 11 млн грн. Эта расходная статья в январе-марте выполнена в полном объеме. Примечательно, что из них 9,8 млн грн - затраты на руководство и управление отраслью, а оставшиеся средства поступили на исследования, научно-технические разработки в сферах ЖКХ, строительства и регионального развития, а также выполнения работ по стандартизации и ведение жилищной политики. Всего в этом году на аппарат ведомства планируется потратить почти 46 млн грн.

Практически в полном объеме (на 93%) профинансировано содержание подведомственных Минрегиону учреждений. Львиная доля средств, более 110 млн грн, перечислены на затраты руководства и управления в сфере земельных ресурсов. А на проведение земельной реформы не выделено ни копейки из 5,2 млн грн, запланированных на указанный период.

Более 15 млн грн получили органы архитектурно-строительного контроля. На руководство в сфере эффективного использования энергоресурсов потрачено 5,3 млн грн.

Впрочем, из 2 млн грн, которые государство намеревалось отдать на создание электронного правительства и Нацпрограмму информатизации (реализация - в компетенции Минрегиона), ни одной гривны не потрачено. Получить разъяснения министерства РБК-Украина сегодня не удалось - пресс-служба ведомства не отвечала на телефонные звонки.

ЖКХ обойдется

О нехватке бюджетных средств на поддержание работы отрасли ЖКХ в Украине говорят все годы независимости страны. По разным экспертным оценкам, потребности этого сегмента экономики, нуждающегося в серьезной модернизации, исчисляются миллиардами гривен.

В Украине около 240 тыс. многоквартирных жилых домов, 20% из которых считаются устаревшими и ветхими. На утепление и ремонт одной многоэтажки требуется 0,5-1 млн грн.

В то же время, на реконструкцию магистральных сетей тепло- и водоснабжения нужно и вовсе потратить около 100 млрд грн.

Ранее экс-министр регионального развития, строительства и ЖКХ Анатолий Близнюк оценивал потребности отрасли в несколько бюджетов Украины - около 700 млрд грн. В 2011 году министр запросил у государства рекордную для отрасли сумму финансирования - 27 млрд грн, из них в госбюджете предусмотрено в 2012 году около 20 млрд грн. Большая доля этих средств была направлена на погашение долгов по тарифной разнице.

Согласно отчетам Минрегиона, в прошлом году жилищно-коммунальный сектор был профинансирован на почти 13 млрд грн. В 2013 году отрасль получила не более 2,5 млрд грн из запланированных 6,5 млрд грн.

Финансирование отрасли по остаточному принципу продолжилось и в 2015 году. В конце декабря прошлого года госбюджет страны был утвержден с рекордно низкими расходами на ЖКХ - не более 600 млн грн. Но после пересмотра расходов госбюджета в феврале 2015 года, финансирование программ и субвенций Минрегиона было увеличено до 6,4 млрд грн, из которых 4,7 млрд грн планируется направить на отрасль ЖКХ.

В этом году из бюджета отрасли исчезли традиционные статьи расходов:

- реконструкция очистных сооружений Бортнической станции аэрации (Киевская область);

- поиск и упорядочивание захоронений жертв политических репрессий;

- субвенция Славутичу на предотвращение техногенных катастроф и аварий в сфере ЖКХ.

Реализация мероприятий программы "Питьевая вода Украины", рассчитанная до 2020 года, оснащение многоквартирного фонда системами учета, капремонт общежитий, реконструкция и ремонт систем водоотведения, последний раз появлялись в госбюджете-2012 и были выполнены на 85%.

Последствия такого подхода к отрасли налицо. По данным Нацкомуслуг (сейчас НКРЭКУ), в 2014 году в Украине признаны ветхими и аварийными более 37% всех магистральных сетей водоснабжения и около 42% - магистралей теплоснабжения. Реальные потери при транспортировке воды и энергии в дома украинцев составляют примерно 20-35%, а не 12%, как заложено в тарифах на коммунальные услуги. Потери в многоквартирных домах доходят до 40%.

Убытки отрасли уже давно перевалили за 20 млрд грн, к этой сумме приближается и размер кредиторских долгов теплоэнергетиков и водоканалов.

Бюджет - не панацея

Отрасль финансируется неэффективно и фактически вслепую, уверены эксперты. Для оптимального распределения даже незначительных бюджетных средств, необходимо провести независимый аудит ЖКХ, уверен глава Союза собственников жилья Украины, министр по вопросам ЖКХ (2007-2010 годы) Алексей Кучеренко.

"Пока не будет проанализирован провал общегосударственной программы реформирования ЖКХ (программа была рассчитана на 2009-2014 годы с объемом финансирования в 23,5 млрд грн), говорить об эффективном распределении бюджетных средств на нужды отрасли бесполезно", - сказал бывший министр, подчеркнув, что анализировать итоги провала реформы, а также отчет о проделанной работе, нужно на парламентских слушаний.

Призывает не рассчитывать лишь на госбюджет и министр регионального развития, строительства и ЖКХ (2011-2012 годы) Анатолий Близнюк. Он считает, что большинство отраслевых проблем будет решено, если государство завершит процесс приватизации жилищного фонда.

"Из 1,1 млрд кв. м жилья в стране, 467 млн кв. м - многоквартирный фонд. Из них приватизировано 98,6%. Необходимо довести приватизацию до конца, передать жилищным объединениям граждан придомовые территории и дома, как целостные имущественные комплексы. Тогда люди сами начнут их ремонтировать, утеплять, снижать энергопотребление. А средства госбюджета нужно тратить на разъяснительную работу", - уверен Близнюк.

По его словам, в Украине на отопление квадратного метра тратится 196 кВт энергии, при том, что в странах ЕС - не более 50 кВт. "Если мы хотим реформ отрасли, евроинтеграцию, нужно ввести европейские стандарты качества и соответствовать им. Деньги государства куда эффективнее потратить не на субсидии на оплату услуг ЖКХ, а на кредиты под 3% годовых с рассрочкой платежа для населения на утепление домов. Компенсировать стоимость услуг только самым нуждающимся, а остальных стимулировать к переходу на энергоэффективные технологии", - резюмировал экс-министр.