Наталья Ульянова, директор департамента международного налогового планирования ЮФ ICF Legal Service
Как и ожидалось, Верховная Рада поторопилась внести изменения в действующую систему налогообложения до конца 2014 года. Это было сделано в первую очередь в угоду закону о госбюджете на 2015 год, который изначально строился на "свежей" налоговой базе.
Поэтому, новации в налоговом законодательстве отчасти можно считать техническими. Но, в то же время, не стоит недооценивать изменения, которые столь активно лоббировал Кабинет министров. Мы имеем поддержанный депутатами документ на 249 страницах, который подписан Президентом Петром Порошенко и таит в себе немало новшеств как для физлиц, так и бизнеса. Причем новшеств, которые уже вступили в силу.
1. Количество налогов и сборов
Обещанное снижение налогового давления так и осталось на уровне разговоров. Например, еще в декабре 2014 года правительство обещало ликвидировать целый перечень неэффективных налогов. В их число тогда попали сбор за места для парковки транспортных средств, туристический сбор. Увы, но в принятом документе об их упразднении - ни слова.
Рентная плата отныне будет включать в себя шесть платежей. Но вряд ли можно назвать реформой объединение нескольких налогов под одним именем.
Более того, вместе с сохранением "старых" сборов появляются и "новые". Например, 5% акциз, который будет распространяться на розничную продажу алкогольных напитков и табачных изделий, а также топлива. Так что, ждем очередного роста цен на эти виды продукции. Это же касается и электроэнергии, с которой будет взиматься акциз в размере 3,2%.
Кроме того, до февраля МВФ должен вынести вердикт в отношении импортного сбора в размере 5% и 10% на импортные товары, который депутаты также одобрили в декабре. Если Фонд его одобрит - импорт станет еще дороже.
Также временно, до 1 января 2016 года, сохраняется сбор в форме целевой надбавки к действующему тарифу на природный газ. Причем, он взимается как с предприятий (ставка 2%), так и для населения (ставка 4%). Сбор включается в цену газа, невзирая на то, что эта цена и без того высока.
Плюс ко всему, возвращен сбор за переоборудование грузовых автомобилей, что всерьез ударит по компаниям, которые занимаются подобным бизнесом.
Итого: по большому счету количество взимаемых налогов практически не уменьшилось. Изменения в их перечне формальны, и с лихвой компенсируются появлением новых сборов и платежей.
2. Налогообложение доходов физлиц
Чуда не произошло - и нагрузка на доходы граждан все-таки выросла. Правда, первоначально планировалось, что ставка НДФЛ будет колебаться от 15 до 25%, как для трудовых доходов, так и для пассивных. Итог оказался не таким устрашающим.
Сумма дохода до 10 минимальных зарплат (12180 грн), как и ранее, будет облагаться по ставке 15%, свыше 10 минимальных зарплат (более 12180 грн) - по ставке 20%. Но к сумме превышения. К пассивным доходам (процентам, инвестиционной прибыли, роялти и т.д.) будет и вовсе применяться одна ставка в размере 20%.
Не забываем и о так называемом "военном сборе". Он продлен не до 2016 года, как предполагалось ранее, а до момента, пока не завершится реформирование Вооруженных сил Украины. То есть, на неопределенный срок.
Вообще, стоит заметить, что депутаты изрядно потрудились над тем, чтобы ликвидировать возможность ухода от уплаты налогов на пассивные доходы. Например, изменена схема налогообложения дивидендов. Оно будет осуществляться по двум ставкам: 5% для компаний, которые платят налог на прибыль, и 20%, которые его не уплачивают.
Ограничено использование роялти. В частности, отныне не относятся к роялти платежи за использование компьютерных программ (если условия использования ПО ограничены функциональным предназначением программы и определенным количеством копий), а также за покупку электронных копий объектов интеллектуальной собственности.
А вот проведение так называемого "разового декларирования", которое должно было коснуться всех украинцев, решили пока что отложить. Равно как и отказались от внедрения 30%-го налога, которым должны были облагаться все траты, превышавшие сумму обнародованных в ходе декларирования активов.
Итого: желание властей усилить давление на доходы украинцев объяснимо - необходимо наполнять бюджет. Однако проблема заключается в отсутствии льгот и прочих инструментов, которые позволили бы физлицам компенсировать потерю своих сбережений. Кроме того, внедрение непрямых методов, от которых якобы отказались, - лишь вопрос времени. Все это приведет лишь к увеличению оттока капитала за пределы Украины, в более комфортные с точки зрения налогообложения юрисдикции.
3. Налогообложение имущества
Налог на недвижимость появился в Украине лишь год назад, а механизм его взимания изменился уже дважды. Первый раз - в середине прошлого года, когда было принято решение облагать не только жилую, а всю площадь жилой недвижимости. Второй раз - с начала этого года, когда депутаты приняли решение снизить размер льготы. Если ранее владельцы квартир площадью до 120 кв. м и домов до 240 кв. м могли вполне легально не платить налог, то отныне этот порог снижен до 60 кв. м и 120 кв. м, соответственно. При этом, ставка будет составлять до 2% от суммы минимальной зарплаты за каждый метр площади (около 24,4 гривен в 2015 году), а право определять ее размер получат местные органы власти.
Но, что еще хуже, под действие налога попадает и коммерческая недвижимость (например, офисные здания). Исключение составляют только помещения, используемые для производственных целей, а также малые архитектурные формы и недвижимость, принадлежащая предпринимателям, ведущим торговлю на рынках. Ставка такая же - 2% МЗП на 1 кв. м площади (правда, до 2016 года действует ее льготный размер - 1% минимальной зарплаты).
Ну и, конечно же, настоящим фурором стало введение так называемого налога на "роскошные" автомобили. Это ежегодный сбор в размере 25 тыс. грн, который распространяется на авто возрастом до пяти лет с объемом двигателя от трех литров. Увы, но логика данного налога не совсем ясна.
Во-первых, все более количество премиальных автомобилей напротив оснащается двигателями меньшего объема, которые за счет новых технологий генерируют большую мощность, чем их "прожорливые" собратья. Во-вторых, непонятно, почему следом за авто депутаты не обложили налогом яхты, личные самолеты. Более того, парламент даже отменил сбор за первую регистрацию, в том числе и для этих транспортных средств, которые как раз и нужно считать "роскошными".
Итого: владеть имуществом в Украине (как движимым, так и недвижимым) стало еще дороже. Это с большой вероятностью приведет к росту спроса на недвижимость за пределами нашей страны, а также ударит по внутреннему автомобильному рынку, и заставит идти на различные ухищрения. Например, импортеры будут занижать реальный объем двигателей ввозимых в Украину автомобилей, а владельцы авто пользоваться транспортными средствами, зарегистрированными за пределами Украины, либо переводить авто на газ (этот тип двигателей под налог не попадает).
4. НДС и проверки
Относительной победой бизнеса можно считать отсрочку до 1 февраля внедрения новой системы администрирования НДС и так называемых НДС-счетов. В принятом законе указано, что переходный период будет длиться вплоть до 1 июля 2015 года. Однако, на данный момент нет точной информации, будут ли штрафовать бизнес в этот временной промежуток за нарушение порядка регистрации налоговых накладных или нет.
Также открытым остается вопрос автоматического возмещения НДС. С одной стороны, в законе четко прописаны критерии такого возмещения: отсутствие задолженности по уплате налогов; наличие необоротных активов, остаточная стоимость которых втрое выше суммы возмещения; проведение операций с нулевой ставкой НДС либо подтвержденные капиталовложения в необоротные активы в сумме не менее 3 млн грн за последние 12 календарных месяцев. С другой стороны, многие ли предприятия смогут соответствовать таким критериям? Вопрос риторический.
В то же время, на ближайшие два года бизнесу пообещали снизить количество проверок. Так, до 2017 года и компании, и предпринимателей, доход которых составляет мене 20 млн грн в год, будут проверять исключительно по решению суда, либо в соответствии с указанием правительства. Также по итогам 2015 года парламентарии пообещали не штрафовать плательщиков налога на прибыль, которые ошиблись в его подсчетах, при заполнении деклараций или в размере уплаченных сумм.
Итого: шаги, связанные с внедрением новых правил по НДС, бесспорно, радуют, но вероятность того, что фискальные органы полностью смогут перевести компании на электронное администрирование в столь короткие сроки, очень низка. Это означает, что и средний, и крупный бизнес уже с весны окажется под давлением новых требований в отношении НДС. Кроме того, вызывают сомнения и обещания о моратории на ревизии. Как показывает практика, представителей бизнеса попросту вызывают в личном порядке, либо все-таки находят формальные причины для проведения проверок. Все это, несомненно, будет вынуждать украинские компании искать альтернативные каналы и рынки сбыта, чтобы нивелировать угрозу неправомерного применения норм налогового законодательства.