К сожалению, чиновник не уточнил, какие именно санкции будут применены Украиной против Российской Федерации, ограничившись заявлением о том, что они "будут утверждены в ближайшее время".

Однако даже если санкции будут утверждены и введены правительством уже завтра, как у отечественных, так и у иностранных экспертов и политиков все равно будут основания утверждать, что такой шаг со стороны Украины является, мягко говоря, запоздалым. Для сравнения: ЕС и США начали разрабатывать и внедрять санкции против России еще в марте этого года. Более того, пока украинские чиновники размышляют над тем, какие именно санкции вводить против России "в ближайшее время", лидеры Европейского союза вслед за США должны согласовать новый пакет жестких санкций, которые будут распространяться на финансовый, энергетический и оборонный секторы уже сегодня, на встрече в Брюсселе.

Такая неторопливость Украины в вопросе применения санкций против России объясняется несколькими причинами. Прежде, осознанием разрушительных для украинской экономики последствий введенных нами против России санкций. Необходимо понимать простую и очевидную вещь: если введение санкций против России болезненно сказывается на экономиках таких финансово и промышленно развитых стран, как Германия, Франция, Италия, то введение хотя бы сопоставимых санкций против России со стороны Украины не может не сказаться отрицательно на отечественной экономике. Итак, очевидно, что официальный Киев будет еще более осторожным в вопросе применения санкций против России, чем Берлин или Париж.

Поэтому, скорее всего, "разработанные и утвержденные правительством санкции" будут касаться тех областей, в которых Россия и так, без каких-либо санкций с нашей стороны, сворачивает сотрудничество с Украиной в одностороннем порядке. Прежде всего речь идет о сотрудничестве в отраслях военно-промышленного комплекса, что вполне очевидно в условиях фактической войны между государствами.

Кроме того, любые санкции, которые будут предложены украинской стороной, в значительной степени могут рассматриваться лишь как ответ на многочисленные предписания о запрете импорта в Россию украинских товаров, как то картофеля или молочных продуктов. Под таким углом зрения "санкции, которые разрабатываются и вскоре будут утверждены правительством", стоит расценивать скорее как попытку нанести контрудар в "торговой войне", которая систематически проводится Кремлем против Украины. И нанесет Киев этот удар прежде всего в тех отраслях, которые после подписания Соглашения об ассоциации с ЕС и так начнут переориентироваться на продукцию из Европы и европейские рынки.

Итак, в вышеупомянутых аспектах не стоит рассматривать действия Киева как настоящие санкции против России. Это, скорее, стремление выдать желаемое за действительное, поскольку все труднее становится объяснять европейским и американским партнерам, почему Украина, требуя усиления санкций против России, сама не вводит против страны-агрессора никаких санкций.

Настоящие санкции могли бы коснуться сотрудничества в аэрокосмической сфере, что может повлечь серьезные проблемы для РФ, которая в последнее время испытывает серьезные проблемы в ракетостроении, что существенно уменьшает мощь ядерного щита и угрожает обороноспособности страны. Болезненным ударом для РФ могла бы стать потеря рынка топлива в Украине. Нанесло бы хлопот россиянам и очистка от их продукта украинского медиа- и телерадиорынка, который не только превратился в свалку российского хлама, но и в плацдарм для информационной и психологической войны. Не стоит забывать и о ядерном горючем для украинских АЭС, российских банках и т.п..

Это лишь краткий перечень сфер, где Украина может сделать России "больно". На самом же деле, отраслей, в которых сотрудничество с Украиной является критически важным для Российской Федерации, немало, поэтому, несмотря на оптимистические заявления россиян, что их совсем не пугают санкции не только со стороны Украины, но и ЕС и США, являются насквозь лживыми. При наличии политической воли Украина имеет достаточный потенциал дать отпор России не только в военной, как показывают последние события на Донбассе, сфере, но и в экономической.

Вместе с тем не стоит пренебрегать тем досадным обстоятельством, что другой возможной причиной "неторопливости Киева" в вопросе введения санкций против России является коррупционная связанность украинской и российской элиты. И разрывать коррупционные связи, которые приносят миллиардные сверхприбыли, даже в условиях войны, очень не хочется. Чем кроме коррупционной взаимосвязанности можно объяснить тот факт, что новая власть демонстративно мало сделала для того, чтобы наказать или хотя прекратить противоправную деятельность отдельных украинских олигархов, политиков и связанных с ними бизнес-структур, задействованных в прямой или косвенной поддержке террористов?

Наконец, необходимо отметить, что санкции, направленные на сдерживание агрессора, могут иметь диаметрально противоположные последствия. Например, эмбарго на поставки нефти подтолкнуло Японию к войне против США в 1941 году. Поэтому, разрабатывая и внедряя санкции, надо соблюдать соразмерность средств и цели, потому что крыса, зажатая в угол, неизбежно атакует.

РБК-Украина