Работа британского украинских продюсеров и британского режиссера и правда получилась красивой. Крымские пейзажи и шедевры архитектуры, бушующее море и эротические сцены на черноморском побережье… Создатели картины отлично поработали с цветами и музыкальным сопровождением – каждый кадр фильма буквально дышит контрастами и эмоциями…


Да и тонкую грань между эротикой и порнографией на этот раз сохранить удалось. Красивые актеры, пламенные желания, живописный антураж и… не капли пошлости. Стоит ли удивляться, что картина уже сейчас получила море хвалебных отзывов в масс-медиа. Ведь у работников украинской студии «Ялта-фильм», пусть и под неусыпным руководством британца Роберта Кромби, наконец-то получилось отснять что-то красивое и эротическое.


Но… одной визуальной составляющей для качественного кино, как правило, маловато. Изощренный европейский зритель, как водится, ищет хотя бы подобие смысла. Казалось бы, создатели продумали и это…


Режиссер и сценарист Роберт Кромби запараллелил историю богатой американки по имени Сафо, которая вместе с мужем решает провести медовый месяц на острове Лесбос и легенду о жизни ее тезки, полумифической древнегреческой поэтессы. Дескать, имя – это уже судьба. А от нее, как и от самого себя, не скроешься.


По сути, сюжетная канва картины – классический любовный треугольник, правда, с несколько измененной ориентацией. Он любит Ее, Она любит Другую, Другая любит Его. Казалось бы, все нормально – ведь в жизни бывает всякое. Тем более, бушующее Черное Море и окружающие красоты – отличный повод сойти с ума. Только с одним «но» - герои Кромби ведут себя не как реальные люди. Скорее уж – как гротескные персонажи некой пародии на страсть.


Вполне цивильная пара американских молодоженов 20-х годов в свой медовый месяц отправляется к морю, на остров Лесбос. Она – дочь промышленного магната, он – бедный и посредственный художник. Казалось бы, все хорошо, но молодые влюбленные… словно познакомились за 5 минут до женитьбы. Она и не догадывается о его склонности рисовать по утрам (право, как странно для художника), он – о ее эксцентричных причудах. Но в целом, все нормально. Хороший секс, море и… новое знакомство с собственным мужем.


Идиллия длится недолго. След прошлой жизни (той, древнегреческой и поэтической) фактически захватывают Сафо в плен. Она обрезает роскошные волосы – «под мальчика». И сразу… знакомиться с героиней №2 – дочкой  русского археолога, Хеленой, вместе с отцом пережидающей на острове перипетии Великой Октябрьской. Хелене на патриархальном Лесбосе откровенно скучно и… очень хочется секса. Секса хоть бы с кем. Поэтому она сходу принимается за перевоспитание новой знакомой.


Тем временем Сафо истеричит по полной. Толкает мужа на сексуальные эксперименты, о которых мгновенно рассказывает всему Лесбосу, целуется с Хеленой и…тут же влюбляется в своенравную россиянку. Супруга Фила Сафо ставит перед фактом: отныне  заниматься любовью герои будут втроем, но по очереди. Сафо с Хеленой, Сафо с Филом, Фил с Хеленой… Супруга – вполне нормального американца той эпохи – перспектива шокирует. Но жизненные невзгоды Фил, видимо, привык переносить стоически. Сказано: с Хеленой, значит с Хеленой.


Наставить на «путь истинный» свою жену Фил не пытается. Хотя незваной Хелене в доме по началу не рад. Робкие попытки хозяина отправить гостью по добру по здорову заканчиваются ничем. Хелена продолжает «резвиться» в чужом доме и с чужой женой.


Идиллии у героев не получается. Сафо страстно любит Хелену, та же в тайне предпочитает мужчин. Сафо теряет голову – курит опиум и пьет до потери пульса. Фил тоже не упускает возможности показать себя с «лучшей стороны». Отправив пьяную жену спать, якобы влюбленный в Сафо мужчина сразу переключается на другую. На которую еще полдня назад смотрел волком. А когда жена окончательно теряет рассудок, благоверный просто бросает ее одну на чужом острове. Дескать, не хочешь возвращаться в Америку, значит и не надо.


Не мудрено, что при таких раскладах история заканчивается для Сафо очень плохо. Героиня повторяет судьбу тезки-поэтессы до конца. За кадром звучит трагическая музыка, страстные стихи Сафо… Зрителю положено сочувствовать... Дескать, надо же было так по-глупому влюбиться. Да еще и в девушку, главная цель которой – отбить у тебя мужа.


Казалось бы, все красиво и трагично. Но вот в «истинное предназначение» Сафо вериться с трудом. Ведь всякие мотивы и психологические переходы режиссером утеряны. Перед зрителем Сафо предстает скорее не как страстная лесбиянка, нашедшая на Лесбосе саму себя, а как… дочь богатого отца,  заигравшаяся в разврат. Приличная американка, краснеющая при слове «секс» превращается в бестию с противоречивыми сексуальными предпочтениями словно по мановению волшебной палочки. Просто потому, что режиссеру так было надо…


Весьма алогичным кажется и образ супруга Сафо. Ведь бросить свою молодую, богатую и любимую жену в отчаянии, сумасшествии и одиночестве – поступок, характерный скорее для классических злодеев. Фил же предстает перед зрителем толерантным мужчиной, готовым простить все, лишь бы сохранить семью.


В целом, драма сдается ужасно надуманной. А все герои – начисто лишенными даже намека на здравый смысл. Ведь даже Хелена попеременно предстает то вероломной предательницей, то милой девочкой, послушно ожидающей своего принца. Глубоко вчувствоваться хотя бы в один образ у зрителя не получается. Режиссер описывает трагедию людей, которых в природе быть просто не может… И описывает скачкообразно – вырывая из канвы яркие моменты, растягивая прелюдию и до нельзя комкая концовку.


Нужно отдать должное, актрисы – Авалон Бери (Сафо) и Людмила Ширяева (Хелена) – справились с ролью неплохо. Тем более что для 19-летней Авалон картина стала дебютом в большом кино, Людмила же сделала себе имя с основном на теле-мыле. Да что там, и Тодду Солею (Фил) роль равнодушного «не рыба, не мясо» мужа, тоже удалась.


По правде, и не сложно это было – играть Фила. Достаточно лишь экономить эмоции, да двигаться «в такт» сюжету. Несколько подкачал единственный момент, в котором герою нужно было проявить некое подобие злости. Но один момент – по сути, пустяк.


Работу Роберта Кромби – режиссера и автора сценария – судить несколько сложнее. Ведь для господина Кромби работа тоже оказалась дебютом в большом кино. Дебютом, на который украинские продюсеры не поскупились выделить 6 миллионов долларов.


По словам создателей, показ в Украине вряд ли окупит бюджет картины. Да и ограничиваться Украиной авторы «Сафо» не собираются. Англо-украинские страсти вскоре смогут увидеть жители  всей Европы.

Ольга Черныш, NOVOSTI.UA