Так и случилось — к концу 90-х дальнейшее существование, развитие и соответствие продукции Rolls-Royce высокому качеству требовали новых капиталовложений.

 

По словам председателя правления Vickers, сэра Колина Чандлера, более 200 млн фунтов стерлингов, которых у военно-промышленного концерна не было: «Мы сделали для Rolls-Royce все что могли. Мы спасли его, мы вернули ему «здоровье» и хорошую форму, но пришло время расстаться…» — сказал он.

 

В октябре 1997 года начались переговоры с заинтересованными сторонами о продаже Rolls-Royce. За контроль над компанией бились несколько групп, в том числе две британские финансово-промышленные группы, немецкие автопромышленные гранды: Daimler-Benz, Volkswagen, BMW и организация RRAG, состоявшая из группы состоятельных владельцев автомобилей Rolls-Royce и Bentley во главе с адвокатом Майклом Шрипмптоном. Переговоры были сложными и длительными. Daimler-Benz отказался сразу, поскольку в компании начали собственный проект Maybaсh, японцы также не приняли предложение, а BMW, который уже давно имел партнерские отношения с англичанами, сразу согласился.

 

В Британии реакция общественности по поводу продажи Rolls-Royce была бурной. Противники продажи Rolls-Royce иностранцам начали шумную кампанию за отмену «сделки века». Много надежд возлагалось на RRAG, которая намеревалась с помощью общественности выкупить у Vickers знаменитую компанию и таким образом спасти один из символов Соединенного Королевства «от поругания». По некоторым данным, RRAG к моменту совершения сделки собрала уже 340 миллионов фунтов стерлингов. Однако Vickers отнесся к намерениям патриотически-настроенной организации скептически. Представитель британского оборонного концерна заявил, что RRAG «сильна только на словах». Факты говорят о том, что RRAG не удовлетворяет тем требованиям, которые были предъявлены к потенциальным покупателям».

 

Концерн Volkswagen обставил свое первоначальное предложение совершенно немыслимыми условиями. А BMW вначале предложила откровенно мизерную сумму. Как заявили в руководстве Volkswagen: «Rolls-Royce— это престиж. К тому же, если Volkswagen занялся бы разработкой собственной модели экстра-класса, ему пришлось бы потратить еще много денег на то, чтобы сделать ее известной. За Rolls-Royce мы заплатили приемлемую цену…»

 

Итогом борьбы за легенду британского автомобилестроения стало соглашение, по которому Volkswagen приобрел заводы Bentley и Rolls-Royce, а BMW купил имя Rolls-Royce. Оценивая продажу Rolls-Royce победившему в борьбе за марку в 1998 году немецкому автогиганту BMW, берлинская газета Welt писала: «Теперь старейший британский автопроизводитель получит силу, которая необходима для будущего». Вскоре BMW начал производство автомобилей под знаменитым брэндом на новом заводе в Гудвуде (Южная Англия). Там концерн построил «самую эксклюзивную в мире фабрику» для производства нового семейства машин престижной британской марки Rolls-Royce. Предприятие разместилось в городке Чичестер в графстве Западный Сассекс. Примечательно, что неподалеку оттуда, в городке Уэст-Уиттеринг, жил с 1917-го по 1933 год и умер сэр Генри Ройс. Здесь же находилось и его конструкторское бюро.

 

Rolls-Royce Silver Spirit 1982 года

 

Rolls-Royce Silver Spirit 1984 года

 

Завод представляет собой практически подземное сооружение с куполообразной крышей на площади в 30 акров, на которой посажены растения, — это делает его совершенно неотличимым от окружающей местности. Как сообщают в штаб-квартире BMW, в ближайшем будущем клиенты смогут следить за всем процессом производства и сборки автомобилей из-за специальных стеклянных перегородок. По данным газеты «Sun», ультрасовременный завод обошелся немецкому концерну в 60 млн долларов, а другие источники называют еще большую сумму— 87 млн долларов. В полную силу завод заработает только в 2003 году, когда BMW окончательно получил права на марку Rolls-Royce.

 

Rolls-Royce Silver Spur 1984 года

 

Rolls-Royce Silver Spur Limousine 1987 года

 

Rolls-Royce Silver Spur 1988 года

 

Rolls-Royce Silver Spur 1998 года

 

Rolls-Royce Silver Seraph 1999 года

 

Rolls-Royce Silver Seraph 2001 года

 

Дебютировавший на международной автомобильной выставке в Женеве в 1998 году Rolls-Royce Silver Seraph, стал первой принципиально новой моделью компании за более чем 18 лет. Эта модель разрабатывалась Rolls-Royce с 1994 года и должна была заменить Rolls-Royce Silver Dawn. Новинка, разрабатывавшаяся на протяжении четырех лет, проектировалась уже при помощи новейших компьютерных технологий. Следует отметить, что рационализация коснулась только неквалифицированного труда, в остальном Rolls-Royce остался Rolls-Royce — автомобили изготавливались вручную и только по заказам. Тем не менее, благодаря принятым мерам более чем вдвое — с 65 до 28 дней — сократился полный цикл изготовления одного автомобиля. И в начале 90-х компания стала снова приносить прибыль. Так, в 1997 году прибыль компании, несмотря на небольшое количество проданных автомобилей (1380 автомобилей Bentley и 538 автомобилей Rolls-Royce), составила 45 млн долларов при обороте в 500 млн долларов.

 

Весной 2000 г. на шасси Silver Seraph появились сразу две новинки под хорошо известными названиями: кабриолет Corniche и 4-дверный удлиненный седан Park Ward. Теперь менеджеры Rolls-Royce логично рассчитывают на рост популярности. Например, многие голливудские знаменитости из Беверли-Хиллс захотят заменить свои старые кабриолеты, да и на представительский Park Ward найдутся несколько десятков покупателей.

 

Торговая марка Rolls-Royce с 1 января 2003 года полностью переходит во владение концерна BMW. Нынешнее предприятие в Крю, принадлежащее концерну Volkswagen Group, будет выпускать только автомобили под маркой Bentley.

 

Rolls-Royce Phantom 2003 года

 

Rolls-Royce Phantom 2006 года

 

Премьера нового Rolls-Royce Phantom образца 2003 года состоялась 5 января на международном автосалоне в Детройте. Неудивительно, что нынешний Phantom обязан основными чертами именно Rolls-Royce прошлых лет. Ниспадающая к багажнику поясная линия ведет свою родословную от моделей тридцатых годов прошлого столетия (Phantom I и Phantom II). Очень длинный капот (чтобы добиться равномерной развесовки между осями, двигатель пришлось сместить ближе к центру), огромные колеса, короткий передний свес, лаконичная линия крыши — во всем этом отчетливо распознаются стилистические элементы классических автомобилей Rolls-Royce пятидесятых. А форма задней стойки — прозрачный намек на Silver Wraith. По утверждению самих дизайнеров, в большей степени прообразами внешности Phantom стали сразу два Rolls-Royce — последний классически выглядевший Silver Cloud 1955 года и чуть более современный Silver Shadow 1965-го.

 

С технической точки зрения Rolls-Royce Phantom — это само совершенство. По официальной информации 6,75-литровый двигатель V12 был разработан специально для этой модели. На самом деле это существенно модифицированный двигатель BMW, которым оснащают модель 760i. Рабочий объем увеличен почти на целый литр и составляет 6749 кубических сантиметров. Мощность выросла не столь значительно. У BMW она составляла 445 л.с., а у Phantom — 453. Зато ощутима прибавка в тяговых характеристиках. Английская версия мотора выдает 720 Нм, в то время как у «семерки» было 600. С прочей технической начинкой производители мудрить не стали. Рулевое управление и тормоза, алюминиевая многорычажная задняя подвеска, смонтированная на алюминиевом же подрамнике, пневматическая регулировка дорожного просвета — все это во многом основано на технологиях, разрабатывавшихся для BMW 7-й серии. Но все это — суета, поскольку главное в этом автомобиле не технические характеристики, а внешность и эргономика.

 

Идея открывающихся «в обратную сторону» задних дверей позаимствована у первого послевоенного Rolls-Royce 1947 года — Silver Wraith. Хитроумная блокировка замков не позволяет открыть двери на скорости свыше 4 км/час, и, наоборот, при открытых дверях автомобиль не может набрать скорость. Чтобы захлопнуть дверь, к ней не нужно тянуться, достаточно нажать небольшую клавишу на внутренней обивке задней стойки и дверь захлопнется.

 

На отделку интерьера Rolls-Royce Phantom идет 450 элементов натуральной кожи, раскроенных при помощи специального лазера из бычьих шкур. Именно бычьих, ибо шкуры коров не используют из-за более низкого качества. На один салон уходят шкуры 18 породистых быков, и по этому показателю Rolls-Royce Phantom с большим отрывом опережает Maybach, на салон которого идет кожа всего 7 шкур. В роли ковриков выступают шкуры ангорской овцы нежнейшей выделки.

 

Rolls-Royce Phantom Drophead Coupe 2008 года

 

В 2006 году на одном из крупнейших американских автосалонов в Детройте был представлен самый шикарный и дорогой кабриолет в мире — Phantom Drophead Coupe. Традиционно США — самый емкий рынок для автомобилей этой марки, поэтому стратеги компании приняли решение стартовать именно там, а не, скажем, в Женеве, хотя серийное производство авто запланировано на лето 2007 года.

 

Rolls-Royce Phantom Coupe

 

А в марте 2008 года на Женевском автосалоне, был представлен очередной автомобиль из серии Phantom. На этот раз было показано самое дорогое в мире купе Rolls-Royce Phantom Coupe. Новинка практически полностью выполнена из алюминия. Новый суперкар оснащен двигателем V8, с объемом 6,75 литра и мощностью 453 л.с. До «сотни» роскошный автомобиль разгоняется за 5,6 секунды.

 

Примечательно, что примерно шесть из десяти всех когда-либо построенных автомобилей Rolls-Royce до сих пор «на ходу», а технологии, применяющиеся при отделке каждого нового экземпляра, сохраняются неизменными на протяжении более ста лет. Например, знаменитая «фамильная» решетка радиатора автомобиля Rolls-Royce делается вручную без использования специальных измерительных приборов — мастер рассчитывает ее, пользуясь только собственным глазомером. На изготовление этой детали уходит один день, а на то, чтобы отполировать ее вручную — еще пять часов. Каждая стеклянная деталь отделки уникального автомобиля полируется вручную специальной пемзой, которая используется при полировке оптических линз.

 

И по сей день две сплетенные буквы «R» остаются символом некогда сформулированной Ройсом концепции: «Качество остается, когда о цене уже давно забыли». Несомненно, история именитой марки не должна обрываться, ведь пока есть в мире богатые люди, останется и спрос на Rolls-Royce.

Александр Павлыгин, NOVOSTI.UA