Миллионы людей, принадлежащие к разным народам и говорящие на разных языках доверяют «марке Льва», появившейся еще задолго до того, как был создан первый автомобиль, и то, что она занимает ведущее место среди производителей автомобилей, — это благодаря их верности. Эта верность доказывает лучше, чем любая реклама, качество автомобилей Peugeot. К слову сказать, руководство компании всегда значительное внимание уделяло собственной истории, справедливо предполагая, что потенциальных клиентов нужно привлекать, давая им как можно больше информации о компании.

 

А история этой компании действительно богата событиями. Начнем с того, что впервые дворяне из рода Пежо упоминаются в летописях XV века. Изначально это была семья фермеров в окрестностях Монбельяра (теперь Вандонкур в провинции Дубс), но были в семье также ремесленники, солдаты и ткачи, работники муниципалитета, мельники.

 

Переломным для династии Пежо стал 1810 год, когда двоюродные братья Жан-Пьер и Жан-Фредерик Пежо, происходящие из семьи мукомолов, перепрофилировали мельницу в Су-Крате в небольшое промышленное предприятие, которое получило название Peugeot-Freres et Jacques Maillard-Salins, выпускавшее стальные полосы, пружины для часовой промышленности, полотна для пил и др. Через 8 лет от примитивных работ фабрика перешла к более серьезному уровню — созданию прокатного стана и обработке металла по оригинальной технологии. Это позволило к 1824 г. расширить производство. Более 70 человек за день перерабатывали от 100 до 150 кг стального сырья. К тому моменту в ассортимент уже добавились различные инструменты, крючки для кринолинов, утюги, зонтики, мельницы для пряностей и кофе… К 80-м годам XIX века скромный семейный бизнес Peugeot перерос в одно из крупнейших металлообрабатывающих предприятий Франции. Продукция Peugeot экспортируется в такие страны, как Швейцария, Италия и Турция. Таким образом началась промышленная эра для семьи Пежо, которая, по сути, включает «доавтомобильный» период и собственно «автомобильный» период.

 

Что касается эмблемы в виде льва, то она ставилась как клеймо, подтверждающее высокое качество металлических изделий Peugeot еще с середины XIX века.

 

 

В этот период в Европе появилось изобретение, которое очень быстро стало чрезвычайно популярным — «бисеклет» (велосипед). Не оставалась в стороне и марка Peugeot. Опыт семьи Пежо в производстве тонких металлических стержней позволил начать производство спиц для велосипедных колес. Но по стремительному росту объемов заказов комплектующих стало очевидным, что рынок велосипедостроения очень перспективен. И к 1885 году компания начала выпускать и сами велосипеды. Главным сподвижником в семействе стал внук основателя марки — Арман Пежо (1849-1915), который во время учебы в Англии увлекся велоспортом. Именно по его инициативе в Больо начинается серийный выпуск велосипедов с цепным приводом. Большим подспорьем в продвижении новой продукции стала развитая сеть магазинов Peugeot по всей стране. Кроме того, велосипеды Peugeot прославились и благодаря тому, что на них были одержаны победы в престижных французских велогонках. Вскоре завод Peugeot стал ведущим производителем велосипедов во Франции — и остается им до сих пор.

 

Арман Пежо

 

В конце XIX века в людях проснулась страсть к скорости. Для многих в то время смыслом жизни стало стремление к рекордам, а мода подталкивала их к новым решениям, в частности безлошадным экипажам. Энтузиазм первопроходцев новых технологий передался и Арману Пежо, который проникся идеей создать свой самоходный экипаж. Именно Арман подталкивает клан Пежо к началу производства автомобилей, не смотря даже на то, что смелый эксперимент был не очень-то по душе остальному семейству. Он предвидит громадный потенциал этого новейшего изобретения и пытается наладить связь с единомышленниками, оценившими значения изобретения. Весьма кстати поступило предложение от знаменитого специалиста по паровым двигателям Леона Серполлета построить паровой автомобиль. Первый автомобиль марки Peugeot, названный «Серполлет-Пежо» был представлен на Всемирной выставке в Париже в 1889 г. в столетнюю годовщину Великой Французской революции. Но во время пробега Париж-Леон автомобиль претерпел ряд поломок и причинил владельцу массу хлопот. После этого с паровыми машинами Арман решил больше не связываться.

 

Спустя год на промышленной выставке в столице Франции был представлен двигатель внутреннего сгорания конструкции Готлиба Даймлера. Момент, когда Арман Пежо увидел этот экспонат, можно считать началом автомобильной истории марки Peugeot. Одним из владельцев компании, выпускающей эти моторы во Франции, был близкий друг Армана — Эмиль Левассор, который сразу же согласился помочь построить собственный автомобиль с мотором внутреннего сгорания.

 

Первый Peugeot с двигателем внутреннего сгорания был создан в 1890 г. и назывался Peugeot 2. Этот 4-колесный экипаж, оснащенный 2-цилиндровым бензиновым двигателем от Даймлера мощностью в 1 л.с. объемом всего 563 см куб. стал именно тем, чего так хотел Арман Пежо. Хотя модель не отличалась особой оригинальностью, успех вдохновил Армана на создание в следующем году целой серии, состоящей из 10 разнотипных машин. Одна из машин участвовала в велосипедном пробеге Париж-Брест-Париж в этом же году и привлекла к себе всеобщее внимание. Это доказало начинающему автомобилестроителю, что важной составляющей коммерческого успеха могут стать автомобильные гонки. Дело пошло. Уже в 1891 г. было выпущено 4 автомобиля, а спустя еще год 29 машин, потом 34, и к в 1895 году — 92 автомобиля.

 

В 1891 г. название компании Peugeot меняется на Les fils de Peugeou freres («Сыновья Пежо»). В сентябре четырехколесный автомобиль с бензиновым двигателем, управляемый г-ми Ригуле и Доруа, проезжает от Валентиньи до Бреста и обратно — всего 1375 миль со средней скоростью почти 9 миль в час. В 1892 Peugeot становится первой компанией, впервые применившей резиновые шины на четырехколесном автомобиле с бензиновым двигателем. Peugeot 4 становится уникальным автомобилем с кузовом из литого серебра, изготовленным по заказу Бея Туниса (эта уникальная модель является украшением музея фирмы). В 1894 г. Арман Пежо расширяет номенклатурный ряд, и практически одновременно появляются Type 5 (двухместный), фаэтоны Type 6 и 7, Type 8 — «Виктория», Type 9 — «Визави» и Type 10 — «Универсал». На ралли «Безлошадных экипажей» Париж-Руан Пежо и Панхард делят первое место. В 1895 г. модельный ряд расширяется добавлением Type 11 (двухместный) и Type 12 (закрытый универсал). Во время ралли Париж-Бордо-Париж Эдуард Мишлен испытывает первые пневматические шины на Эклере. Гран-при достается Кешлену на Peugeot. В том же году появляется первое коммерческое средство передвижения Peugeot, Type 13 — фургон, продержится в производстве в течение двух лет.

 

Peugeot 1890 года

 

Peugeot Type 3 1891 года (Музей Peugeot в Sochaux)

Peugeot Type 3 1892 года 

 

Но не так уж безоблачно все было, как кажется на первый взгляд. Семья Пежо не разделяла энтузиазма Армана в отношении производства автомобилей с двигателями внутреннего сгорания — они предпочитали развивать те направления бизнеса, в которых были традиционно сильны. А новое дело требовало серьезных капиталовложений. Многим в семье эта затея казалась бессмысленной, а автомобиль виделся не более чем временной модой, не имеющей будущего. Возник семейный спор, в результате которого в 1896 г. Арман на свою долю капитала организовал Societe des automobiles Peugeot («Акционерное общество по производству автомобилей Пежо») в городке Одинкур. Упор делается на производство автомобилей для путешествий и грузовиков. Сыновья его двоюродного брата Юджина — Пьер (1871-1927), Робер (1873-1945) и Жюль (1882-1959), в качестве «сыновей Пежо» переключаются на изготовление инструментов, велосипедов и мотоциклов. Производство автомобилей остается вотчиной Армана, который упорно продолжал двигаться в выбранном направлении: он начал разрабатывать собственный двигатель — двухцилиндровый, с оппозитным расположением цилиндров, мощностью 8 л.с. (запатентован Мишо).

 

Peugeot Type 8 "Victoria" 1891 года 

 

Peugeot Type 4 1892 года 

 

В 1897 г. Арман строит автомобильный завод общей производственной площадью в 50,000 м кв. в Одинкуре в провинции Дубс, и другой — в Фив-Лилле на севере страны — первый завод Peugeot за пределами Franche-Comte. С этого времени Арман Пежо производит свой собственный 2-цилиндровый горизонтальный двигатель и обновляет практически весь модельный ряд Type 14 (двухместный), Type 15 (фаэтон), Type 16 (Визави), Type 17 (очень маленький автомобиль, не требующий наличия водительского удостоверения) и Type 18 (8-местный универсал) — все с двигателями от Peugeot. С этого момента автомобили Peugeot выпускаются с шинами от Мишлен (по выбору) со втулкой, вместо старых цельных шин. В 1898 г. каталог продолжает расширяться Type с 21 до 25, помимо более ранних Type 14-20. В июле этого года марка Peugeot принимает участие в Первом парижском автомобильном показе. В 1899 г. каталог Peugeot содержит 15 моделей диапазоном от 2-х до 12-местных с весом от 720 до 1250 кг. Самая популярная модель— фаэтон Type 15. В то же самое время на заводе в Больо строятся трехколесные модели. Peugeot изготавливает первый складывающийся велосипед «Капитан Жерар», модель, которая становится средством передвижения каждого солдата во время Первой мировой войны. Уже в 1900 г. производство автомобилей Peugeot достигает 500 шт. в год. Также производится до 20,000 велосипедов, 100 тонн арматуры для корсетов и 6 тонн пружин для пинцетов.

 

Peugeot Type 6 1894 года 

 

Peugeot Type 28 "Pheaton " 1895 года 

 

Peugeot Type 19 "Victoria" 1897 года 

 

В 1901 г. появляется Type 36 — 3-местный с откидным верхом или 4-местный, который имеет новый 1-цилиндровый вертикальный двигатель. К слову сказать, именно Пежо первым применил капот, а вместо рычагов управления появляется «баранка» с наклонной рулевой колонкой. Тогда же на автомобили впервые ставится бесцепная трансмиссия. В декабрь того же года первые 4-цилиндровые автомобили Peugeot показаны на Парижской ярмарке. В 1902 г. грузовик от Peugeot награжден национальным призом, а Peugeot мощностью 20 л.с занимает первое место в Ля-Турби (Приморские Альпы) со скоростью 25 миль в час.

 

Продолжение следует

Александр Павлыгин, NOVOSTI.UA