Достаточно вспомнить побившего все рекорды по длительности производства «Жука» или спортивную модель 911, которую, по словам ее создателей, они улучшают последние пятьдесят лет.

 

Немецкая автомобильная компания Porsche (Dr.Ing. h. c. Ferry Porsche AG), штаб-квартира которой находится в Штутгарте, была основана в 1931 году известнейшим конструктором Фердинандом Порше-старшим и специализируется на производстве спортивных и гоночных автомобилей высочайшего класса.

 

Этот человек стал легендой XX века. Он отверг приглашение одного диктатора и был обласкан другим. У него хорошо получалось строить фантастические спортивные авто, но чертовски не удавались танки. Он считал, что именно автоспорт — движитель технического прогресса. По итогам всемирного рейтинга, сразу два его детища — Porsche 911 и Фольксваген «Жук» — вошли в звездную пятерку «Автомобилей столетия», а самому ему был дарован титул Инженера столетия.

 

Без рассказа об этом замечательной и противоречивой личности рассказ о марке, которую он создал и которой дал свое имя, нет смысла начинать это повествование. И, поверьте, действительно есть что рассказать об этом человеке.

 

Фе́рдинанд По́рше (нем. Ferdinand Porsche) родился 3 сентября 1875 года в семье медника Антона Порше в городе Мафферсдорф, Богемия (сейчас Братислава, Чешская республика). Отец будущего гениального конструктора слыл в Богемии превосходным мастером своего дела и готовил сына себе на смену. Тогда-то юноша и постиг азы работы с металлом. Но со временем Фердинанд увлекся электротехникой и в 15 лет вручную смастерил генератор и лампочку: дом семьи Порше второй в городе получил электрическое освещение.

 

По окончании университета, в 1893 году Порше поступает в электрическую компанию Bela Egger & Co. в Вене, где инженерный талант помогает ему стремительно двигаться по карьерной лестнице: из простого рабочего он становится главой испытательной палаты. А в 1898 году Порше переходит в королевские экипажные мануфактуры Jacob Lohner & Co. Там он разрабатывает ступичный двигатель, который привлек огромное внимание на мировой выставке в Париже в 1900 году. Таким образом, первая самостоятельная работа сразу же принесла 24-летнему инженеру успех и известность.

 

Почувствовав в себе силы и уверенность, в 1906 году Порше становится техническим директором Austro-Daimler в Винер-Нойштадте, Австрия. На этом посту Порше наконец-то целиком и полностью окунулся в проектирование автомобилей и моторов к ним. Особую страсть он испытывал к гоночным авто. И в 1910 г. его «австро-даймлеры» завоевали в гонке на длинной дистанции Prinz-Heinrich-Fahrt все три первых места, причем за рулем одного сидел сам маэстро, а механиком в экипаже числился восемнадцатилетний хорват... Иосиф Броз Тито, будущий президент Югославии. Чуть позже машина «Саша», названная в честь спонсора, киномагната Александра Коловрата, стала одним из лидеров в гонках «Тарга-Флорио».

 

Уже в то время его волновала идея создания недорогой «массовой» машины, он работает над мотором и прочими узлами будущего народного автомобиля. Но этим планам суждено было нескоро сбыться: началась Первая мировая, и Порше пришлось заниматься исключительно военной техникой. С 1914 по 1918 год Порше разрабатывает крупные проекты, такие как тягачи для буксировки артиллерии и бензиново-электрические управляемые транспортные системы для австрийской армии. Он получает офицерский крест Ордена Франца-Иосифа от австрийского кайзера и прусский Орден за заслуги от германского кайзера, награждается почетной степенью доктора технических наук Венским техническим университетом. В 1917 году Порше становится председателем Austro-Daimler. К 1923 году, благодаря участию Порше в работе фирмы, там начали производить высококлассные автомобили. Раритетом стали люксовые модели «AD617» и «ADM-1».

 

Но в 1923 году, не смотря на стремительный карьерный рост, Порше внезапно покидает Austro-Daimler и переходит в Daimler Motor Company в Штутгарте в качестве технический директора и члена правления. Причина такого перехода кроется в сложном характере самого Порше, бестактность и нетерпимость которого к недальновидным владельцам автокомпаний равнялись его одаренности.

 

На посту главного конструктора Daimler Motor Company Порше основное внимание уделяет разработке и усовершенствованию компрессорных двигателей как для серийных, так и для гоночных машин. Первым спроектированным автомобилем на новом месте был Mercedes тип 360 (24/100/140), который сразу же стал пользоваться успехом у людей весьма большого достатка. В дальнейшем он еще не раз приложил руку к ставшим уже легендарным сериям «К» и «S». Последователями его идей стали в конечном итоге модели «SS», «SSK» и «SSKL».

 

Проработав в компании около пяти лет, Порше принимает предложение занять главный пост конструктора в фирме Steyr-Werke AG у себя на родине, в Австрии, где с 1928 года благодаря его участию на свет появились две интересные модели: «Австрия» и «Тип ХХХ». Но и там Порше долго не задержался. Почувствовав финансовую нестабильность фирмы, он покидает ее. В промышленных кругах личность Фердинанда Порше получила широкую известность, благодаря чему в 1928 году конструктор был награждение почетной степенью доктора технических наук Штутгартским институтом технологии.

 

Скорости болидов, сконструированных Порше, росли головокружительными темпами. В 1933-м заднемоторная (тогда это само по себе было сенсацией) модель выдала 280 км/час, в 1935-36 гг. в споре «Мерседес-Бенца» и «Ауто-Униона» на гонках Гран-при — 340 км, а 28 января 38-го на автобане под Франкфуртом специально подготовленный автомонстр показал 436 км — правда, ценой жизни гонщика.

 

В 1931 году сын известного конструктора Фердинанд «Ферри» Порше, который родился в 1909 году, открывает свою собственную компанию «Dr. Ing. h.c. F. Porsche GmbH, Konstruktionen und Beratungen fur Motoren — und Fahrzeugbau» в Штутгарте — небольшое дизайн-бюро, обеспечивающую технические и консалтинговые услуги для строительства двигателей и автомобилей. И Порше-старший со своим огромным конструкторским опытом и инженерным талантом первым поддержал его идею. Более того, завоеванный авторитет сыграл свою роль в получении престижных заказов. Фирма «Цюндапп» пожелала, чтобы доктор и профессор Порше разработал для нее малолитражку, а фирма «Вандерер» — двигатель к легковому автомобилю. Помимо выполнения выгодных заказов, он и сам по собственной инициативе трудился над разными проектами. В 1932 году Порше сконструировал новый амортизационный элемент, который стал достоянием всех автопроизводителей — торсионная подвеска на продольных рычагах. Было сделано немало и других изобретений.

 

В этом же году Фердинанд по личному приглашению Сталина побывал в Советском Союзе: совершил большую ознакомительную поездку, посетил все центры советского автомобилестроения тех лет, включая Сталинградский тракторный (разумеется, с прицелом на танковые разработки). По окончании, уже в Москве, правительство СССР предложило ему пост главного конструктора, обширную власть и привилегии. Но от столь лестного предложения Порше отказался, поскольку, по его мнению, в Стране Советов автоспорт никак не развивался, а он готов был проектировать танки только параллельно с автомобилями.

 

Зато после возвращения из необычного турне он становится главным конструктором фирмы «Ауто-Юнион», где у него рождается идея совершенно нового гоночного автомобиля Type 22. С 1934 по 1937 годы эта машина установила множество рекордов на гоночных трассах Европы. К тому же, кроме автоспорта, Фердинанд Порше-старший всерьез занимается разработкой автомоторов, тракторов и ветряных мельниц. В 1934 году Порше решил воплотить в жизнь свою давнюю мечту о народном автомобиле и направил в Министерство транспорта Германии предложение о производстве «народного автомобиля» Volkswagen (Volks — народ, wagen — автомобиль).

 

Кстати, парадоксальный факт, но появлением долгожителя автомобильного мира Volkswagen Beetle мы обязаны... Адольфу Гитлеру. Фюрер был большим любителем авто, он восторгался работами Порше и, заботясь о своей популярности в массах, с удовольствием поддержал идею народного автомобиля, которая работала на имидж вождя и отца нации.

 

После избрания канцлером Гитлер выдвинул амбициозную программу улучшения шоссейных дорог, упростил процедуру получения водительских прав и снял налоги на автомобилистов. Перед немецкими промышленниками поставили жесткую задачу: создать машину ценой до тысячи рейхсмарок, способную перевозить минимум четырех человек, расходуя на 100 км не более 5 л топлива и двигаясь со скоростью не менее 80 км/час. Так Порше заполучил высокого спонсора и «зеленый свет» для реализации своей мечты. И уже осенью 1935 года первые машины-прототипы появились на дорогах страны. Масштабы для того времени задумывались невиданные: производить 1 млн машин в год. Однако надежды бюргеров на дешевые авто не оправдались, ибо к началу Второй мировой собрали всего 210 малолитражек, да и те распределили между высшими чинами нацистской партии. К примеру, один из них «поселился» в гараже Евы Браун.

 

Кстати, «жуком» новую машину окрестил некий американский репортер. Бедняга и не подозревал, что мог бы стать миллионером, если бы запатентовал это имя и получал хотя бы по одному доллару с каждого проданного авто.

 

Спустя год, в 1939 году, Порше получает заказ на планирование завода по производству «Фольксвагенов», имевших и другое название — Type 60. Наряду с этим было еще целое множество заказов, так что ему пришлось переехать в 1938-м в центр Штудтгарта, где уже существовала небольшая фабрика по разработке прототипов. Но, к сожалению, с началом войны завод начал выпуск не «народных автомобилей», а армейских машин KDF (крафт дурх фройде — «сила через радость»). До 1945 года предприятие выпускало полноприводные джипы «Кюбельваген» модели «82», командирские машины «Командоваген» — «87» и амфибии «Швиммваген» — «166». Помимо этого Порше со своим конструкторским бюро принимал активное участие и в выпуске «оружия смерти». Совместно с конструкторами Э.Андерсом (фирма «Хенкель»), Гроте, Гареком и другими не менее талантливыми людьми в 1942 году в производство пошли танки «Тигр» и «Пантера», а в 1943-м самоходное орудие «Фердинанд». В 1944-м появились более тяжелые модели: «Королевский Тигр» и «Ягдтигр». Правда, была еще одна экспериментальная машина — 170-тонный танк «Маус» («мышонок»). Но ни ей, ни вышеперечисленным не суждено было стать главным в жизни Порше.

 

В 1944-м завод малолитражек жестоко бомбила авиация союзников, две трети производства были разрушены. И осенью 1944 года конструкторский офис переехал из Штутгарта в Гмюнд (Gmund), Австрия подальше от союзнических бомбардировок.

 

После окончания войны гениальный конструктор из-за своего довоенного и военного прошлого не мог не попасть в категорию неблагонадежных, и сначала Порше был интернирован Америкой, а затем заключен в тюрьму во Франции. Через 22 месяца отсидки его выкупил у французов сын.

 

По пути домой в Австрию Порше побывал в Штудтгарте. Весть о том, что его любимое детище — Volkswagen — начали все-таки выпускать, он встретил с огромным удовольствием. Но, к сожалению, на заводе в Вольфсбурге был уже свой штат конструкторов и услуги Порше больше не требовались.

 

К слову сказать, «жуки» быстро завоевали Европу, а затем и весь мир. Темпы роста производства поражали: планка в 50 тыс. была взята в 1945 году, в 1955-м — миллион, в 1965-м — 10 млн, а с 1972 Beetle стал самым продаваемым автомобилем мира, обогнав знаменитый Ford T. Несколько лет назад модифицированный «жук» пережил второе рождение, снова завоевав сердца автолюбителей во всем мире. За сорок лет выпущено более 20 млн малолитражек — абсолютный рекорд для одной модели, зафиксированный в книге рекордов Гиннеса. Удивительно, но при последующей перепродаже цена выносливого и неприхотливого «малыша» остается почти неизменной. Существует также легенда, что Джон Леннон назвал свою группу Beatles в честь любимого американцами автомобиля.

 

Вернувшись на родину, куда в 1945-м его сын Ферри перевез отцовскую фирму, Порше принимает участие в создании собственного спортивного автомобиля. Опыт поиска, начатый еще в конце 30-х, увенчался успехом. В 1948 году из ворот маленькой мастерской выехал Porsche 356, разработанный его сыном и преемником Фердинандом Порше-младшим. Первый автомобиль, вышедший под маркой Porsche, имел форсированный двигатель от Volkswagen и зализанные, обтекаемые формы. Не успев проделать свои первые шаги, машина смогла одержать победу в гонке уже через неделю после «рождения». Серийные машины Porsche 356 были уже заднемоторными. «356» выпускалась до 1965 и послужила базой для модели Carrera.

 

Считается, что именно Porsche 356 был первый Porsche, потому что это была первая модель, которая начала удачно продаваться компанией Porsche. «356» изначально использовал некоторые компоненты от Жука, включая его двигатель, коробку передач, и тормозную систему, однако, имел несколько эволюционных своих разработок, которые в последствии внедрил VW в своих автомобилях.

 

Последний 356s был в полностью разработан со всеми комплектующими, включая двигатель компанией Porsche. Гладкое кузовостроение было разработано Эрвином Комендой, который разработал VW Жук. В отличие от других производителей Порше начал применять охлажденную струю воздуха для проверки аэродинамики автомобиля, что и сказалось на его дизайне расположении двигателя и скорости. В результате получился хорошо сбалансированный спортивный автомобиль.

 

3 сентября 1950 года Фердинанду Порше-старшему исполнилось 75 лет. Подарком ко дню рождения стал черный Porsche 356 Coupe Ferdinand, представитель зарождающегося класса спортивных машин.

 

30 января 1951 года Порше-старший, перенесший инсульт, скончался. Великого автоконструктора похоронили на кладбище крохотного австрийского городка Цель-ам-Зее. На могильном камне обозначены годы жизни Фердинанда Порше, человека мировой известности: 3.09.1875 — 30.01.1951.


Продолжение следует

Александр Павлыгин, NOVOSTI.UA