Но наш рассказ о мастерах с Апеннинского полуострова был бы не полон не расскажи мы о, пожалуй, самой известной и именитой итальянской марки из г. Маранелло.
Ferrari — это не просто марка одного из самых дорогостоящих автомобилей, это мировая легенда, воплощение мечты любого автолюбителя. Более чем уверен, что в мире вряд ли найдется хоть один человек, который не слышал бы об автомобилях марки Ferrari. История этого прославленного автомобильного брэнда не менее удивительна, чем модели Ferrari.
Ее создатель, Энцо Феррари (Enzo Ferrari) родился 18 февраля 1898 года в семье небедного «мастерового по металлу» в г. Модена. Мастерская была на первом этаже, а семья жила на втором, стук молотков с утра до вечера был фоном его детства.
Жизнь Энцо была насыщена событиями. Рано оставшись без отца, он был вынужден оставить школу и начать работать, чтобы помочь семье. После Первой мировой войны, где ему даже довелось повоевать, с 1919 года, будущий основатель мирового брэнда участвовал в автомобильных гонках в качестве пилота команды Alfa Romeo.
В 1929 г. не очень богатый и не очень удачливый гонщик Энцо Феррари, высшей точкой в спортивной карьере которого было 2-е место в Тарга Флорио, основал собственную гоночную команду Scuderia Ferrari. Еще несколько лет, до рождения сына, Энцо продолжал гоняться сам, а с 1932 г. сосредоточил все свои усилия на руководстве командой. Его мечтой было не просто создание команды, он хотел видеть свою Scuderia национальной командой, в которой лучшие гонщики Италии могли бы побеждать на лучших итальянских машинах — машинах Ferrari. Достижению этой цели Феррари посвятил всю свою жизнь.
Большая часть довоенных успехов Scuderia Ferrari связана с именем великого Тацио Нуволари — единственного гонщика, о котором суровый Коммендаторе всегда говорил с восхищением. Правда, побеждал Нуволари вовсе не на Ferrari, а на Alfa Romeo, поскольку до 1940 года команда, по сути, являлась спортивным отделением завода Alfa Romeo.
В 1938 году Энцо Феррари берет на себя ответственность за управление Alfa Corse, при этом Alfa Romeo позволяет ему около двух лет работать над созданием собственной компании Auto Avio Costruzioni Ferrari. Несмотря на это соглашение, Alfa Romeo подразумевает, что ему не разрешалось создавать автомобили под собственным именем. Auto Avio Costruzioni создал «паука 815», который участвовал в Mille Miglia в 1940 году.
К слову сказать, Энцо Феррари не был конструктором. Злые языки поговаривали даже, что Коммендаторе даже среднюю школу окончил с трудом. Возможно, это так и было. Несомненно одно — жизнь свою он полностью посвятил автомобилям. Уже в те годы Энцо Феррари отличался способностью, опираясь на лучших специалистов своего времени, создавать удивительные автомобили, которые пилотировали великие гонщики: Луиджи Фаджиоли, Луис Чирон, Тацио Нуволари.
Еще будучи гонщиком, Энцо Феррари встретил родителей известного итальянского пилота-аса Francesco Baracca, которые разрешают ему использовать «Скачущую Лошадь», которую Baracca изображал на своем самолете, в качестве эмблемы-талисмана. Ferrari поместил ее на желтый фон, цвет своего родного города Модены, создав таким образом эмблему с которой Ferrari стал всемирно известен.
Разгар новой мировой войны положил конец всей спортивной деятельности, но это не помешало развитию молодой компании и в 1943 она переезжает в г. Маранелло. Во время войны фирма Энцо Феррари выпускала станки и небольшие авиадвигатели. Но как только ситуация изменилась к лучшему, компания вновь вернулась к производству спортивных автомобилей. И уже в 1946 был рожден первый автомобиль Ferrari, «спорт 125», который после вступления в мир гонок в течении меньше чем двух недель выиграл Gran Premio в Риме. Модель Ferrari 125, с мощным 12-цилиндровым алюминиевым двигателем, призванная воплотить в жизнь мечту ее создателя: придать обыкновенному дорожному автомобилю свойства гоночного без ущемления комфортабельности.
Ferrari 125
К концу 1947 года существовали уже две модификации двигателя Ferrari, а его рабочий объем вырос у модели 166 до 1995 см. Продолжая наращивать мощности, Энцо завоевывал одновременно призы в одной гонке за другой. И уже под маркой Ferrari в 1947 году были взяты призы в гонках Милле-Милья и Тарга-Флорио. Но подлинный триумф ждал Ferrari в 1949 году, когда был покорен Ле-Ман.
Не надо забывать, что главным двигателем всемирно известного брэнда была не реклама, как утверждает известная поговорка, а спортивная деятельность компании. Гоночные победы Scuderia Ferrari многочисленны: непосредственно под руководством Энцо Феррари было выиграно больше 5000 соревнований! В том числе 25 побед общемирового значения. Но среди них особой вехой выделяются девятикратное чемпионство в Ле-Мане.
Кроме того, Ferrari — единственный производитель автомобилей, детища которого принимали участие во всех гонках F1 World Championships с момента их образования в 1950. Дебютировав на Гран-при Монако в 1950 году, уже через два года, благодаря усилиям Альберто Аскари, Scuderia выиграла первый чемпионат, а через год Аскари подтверждает собственный статус чемпиона мира.
Альберто Аскари
В 1952 и 1953 гг. чемпионат мира временно проводился для машин Формулы-2, и знаменитая Ferrari-500 конструкции Аурелио Лампреди не знала себе равных. В 1952 Аскари выигрывает шесть гонок из семи: в Швейцарии Альберто не стартует, и Гран При достается другому гонщику Scuderia — Пьеро Таруффи. Этот сезон стал лучшим в истории Ferrari, три гонщика команды — Аскари, Фарина и Таруффи — заняли весь пьедестал чемпионата. В 1953 г. Аскари во второй раз примеряет чемпионскую корону. Scuderia вновь на вершине, ее гонщики одерживают семь побед в восьми гонках. Лишь на заключительном этапе чемпионата в Монце Гран При в последний момент выскользнуло из рук.
Lancia D50
В следующем году победное шествие Scuderia несколько приостановилось. Новая 2,5-литровая Ferrari 625 уже не имела такого превосходства над конкурентами, как ее 2-литровая предшественница. За два года гонщики Энцо Феррари выигрывают всего три гонки, но в конце 1955 г. хитрый Коммендаторе находит выход из кризиса. Энцо покупает у Джанна Лянчи его команду «со всеми потрохами» и разом получает великолепные машины Lancia D50 и первоклассного конструктора — Витторио Яно. В результате уже в 1965 г. знаменитый Хуан Мануэль Фанхио за рулем Lancia-Ferrari D50 приносит Scuderia третий чемпионский титул.
Ferrari Dino-246
В 1958 г. англичанин Майк Хоторн на Ferrari Dino-246, созданной Виторио Яно, одерживает свою историческую победу в чемпионате мира — последнюю для машин с передним расположением мотора, последнюю для Ferrari в 50-е годы. Команда Энцо становится самой титулованой в Формуле-1. За десять лет пилоты Scuderia выиграли четыре чемпионата мира, и столько же раз команда первенствовала в тогда еще неофициальном «зачете марок».
Мечта Энцо о созданни национальной команды превращается в реальность. Команда участвовала в более чем 700 гонках, выиграв 14 чемпионатов в кубке конструкторов, столько же раз пилоты Scuderia Ferrari приносили одиночные чемпионские титулы. Всего же было одержано 195 побед, и 586 раз гонщики Ferrari вставали на подиумы Формулы-1.
Год за годом Ferrari становилось легендой в мире автомобильных гонок, ради которой почти полвека спустя дважды чемпион мира Михаэль Шумахер расстался с командой Бенеттон. Честолюбивому Михаэлю хотелось оказаться в одном ряду с легендарными чемпионами прошлого: Альберто Аскари, Хуаном Мануэлем Фанхио, Ники Лаудой, а также Луиджи Кинеттом, Джоном Сертисом, Марио Андретти и др.
Сегодня команда не растеряла своих боевых позиций, и под руководством Жана Тодта пилоты Фелипе Масса и Кими Райкконен продолжают борьбу за титулы для всей «конюшни» Ferrari на радость миллионам поклонников марки.
Более того, немаловажен и тот факт, что до самой смерти Энцо Феррари лично подбирал пилотов для своей команды, и самыми любимыми его гонщиками были те, кто ставил спорт выше здравого расчета, например, Жиль Вильнев...
Продолжение следует