Позже знаменитый Pinin изменит Maserati с ее главным конкурентом Ferrari, но статус родоначальника автомобильной моды haute couture у Maserati уже никто не отнимет. Еще десять лет фирма выпускала исключительно авторские спорткары ручной сборки, среди которых не было двух одинаковых. Но спрос на такие дорогие игрушки после войны был невысок, и в Maserati поняли: будущее — за серийными автомобилями.

 

В послевоенные годы Maserati продолжала изготовлять в основном гоночные автомобили, самым известным из которых стал 250F, разработанный в 1953 году инженером Джоаккино Коломбо. До 1958 года он успешно участвовал в соревнованиях Формулы 1. Его прославили такие известные спортсмены, как Мосс, Хоторн и Фанхио.

 

В 1958 году Омер Орси решил уйти из большого автоспорта и переориентироваться на производство дорожных автомобилей, ограничив производство спортивными машинами 3500GT с 6-цилиндровыми моторами рабочим объемом 3485 см3, которая была выпущена серией в 2000 экземпляров.

Maserati 3500GT

Maserati 3500 GT Vignale

Однако переориентация на гражданские модели произошла лишь частично: на поток поставили лишь ходовую часть и техническую начинку, а кузова создавали в именитых ателье — Bertone, Allemano, Michelotti, Frua и Monterosa. Знаменитые кузовщики соревновались за право «пошить» кузов Maserati для VIP-заказчиков. Итогом творческого конкурса, объявленного автопроизводителем в конце 50-х, стало купе Maserati Spyder от кузовного ателье Vignale. По общему мнению автоисториков, это самая изящная и до сих пор непревзойденная с точки зрения дизайна модель Maserati. Этих машин было выпущено всего 242 штуки, что сделало модель жемчужиной автомобильных коллекций.

 

Но спортивное прошлое довлело над компании, поэтому на Maserati еще ряд лет строил специальные спортивные модели серий «200» (1994 см3) и «300» (2890 см3), которые успешно выступили в гонках.

Maserati 3500 Sebring 1963 года

Maserati Mistral

В 1959 году появился спортивный Maserati 500GT с двигателем мощностью 350 л.с., позволявший развивать скорость до 274 км/ч. За ним в 1961 году последовал первый 4-дверный седан высшего класса Quattroporte. В 1963-1964 годах выпустили спортивные Mistral и Sebring с 6-цилиндровыми моторами рабочим объемом 3,5-4 л. В Maserati вовремя поняли, что на одной только скорости далеко не уедешь: в 60-х фирма начала делать не только быстрые, но и роскошные автомобили. Тут как нельзя кстати взошла звезда молодого дизайнера Джоржетто Джуджаро — именно он придумал для Maserati купе Ghibli. Получился еще один драгоценный сплав техники и искусства, предмет поклонения автолюбителей. И поэтому вскоре Mistral был заменен на Ghibli с 5-литровым мотором V8, позволявшим достигать скорости 280 км/ч.

Maserati Ghibli 1966-73 года

Maserati Boomerang

Maserati всегда ревностно оберегала свою «целевую аудиторию» — королей, шейхов, премьер-министров и просто миллионеров — от массового продукта. В те годы редкая модель Maserati выпускалась партией более тысячи штук. Ценовую планку в автомобильной компании тоже держали высоко: например, первый представительский седан Quattroporte («четырехдверный») 1963 года стоил дороже, чем Rolls-Royce.

 

Тем не менее, неправильная маркетинговая политика руководства компании привела к тому, что финансовые дела компании становились все хуже. В 1968 году Citroen за 1 млрд лир приобрела права на владение Maserati. С этого момента на предприятии в Модеме в течение нескольких лет собирали в среднем по 2 автомобиля в день. Главный плод сотрудничества — роскошное купе Citroen SM с 2,7-литровым двигателем V6, который начинает активно конкурировать с Mercedes и BMW.

Maserati Bora

Maserati Merak

После того, как Citroen попала в кризисную ситуацию и приняла решение о закрытии завода Maserati, вмешался известный конструктор Алехандро Де Томазо, который выкупил фирму. В 70-е годы программа Maserati состояла из известных и престижных моделей. В начале 70-х была представлена модель Bora с мотором V8 в 4719 см3, двигатель у которой был расположен в середине. Через год выпущена модель Merak с двигателем V6 рабочим объемом 2965 см3, которая могла составить конкуренцию даже Ferrari и Lamborghini Uracco. В середине 70-х представлен Merak SS, а затем новая модель — Khamsinc мотором V8 в 4930 см3, а также роскошного седана Quattroporte тоже с двигателем V8 в 4236 см3.

Maserati Biturbo 425i 1987 года

Несмотря на самую широкую за всю историю фирмы программу, положение Maserati постоянно ухудшалось. По инициативе де Томазо в 1982 году была создана новая относительно дешевая модель Biturbo с мотором V6, оснащенным турбонаддувом. Седан пользовался огромной популярностью в Италии. Автомобили этой модели выпускались с кузовами купе, кабриолет, 4-дверный седан и оснащались 2,0- и 2,5-литровыми моторами V6 с турбонаддувом мощностью 190-205 л.с. В 1987 году появился более мощный 2,8-литровый двигатель. На базе Biturbo в 1989 году было разработано спортивное купе Shamal с 32-клапанным двигателем V6 рабочим объемом 3,2 л мощностью 326 л.с. В 1992 году за ним последовало новое купе Ghibli с 2,0-литровым мотором мощностью 305 л.с. А сразу за ним появляется автомобиль спортивного класса — Karif. Параллельно предлагался новый вариант Quattroporte с двигателем V8 в 4930 см3. С 1988 года Maserati поставляла 4-цилиндровые моторы рабочим объемом 2,2 л для комплектации американского Chrysler.

 

Когда в мае 1993 году 90% акций компании переходит концерну Fiat, для многих почитателей марки это стало настоящим шоком. Впрочем, даже, несмотря на бурю негодования, многие понимали — фирма медленно разоряется. Объем продаж в последние годы составлял около семи сотен автомобилей в год, что, может быть, и хорошо с точки зрения престижности и эксклюзивности марки, но очень плохо с финансовой. И пусть созданные практически вручную и спроектированные в свое время лучшими инженерами модели по-прежнему находили покупателей, жирную точку в богатой биографии фирмы мог поставить любой жесткий европейский законопроект, касающийся безопасности или экологичности автомобилей.

 

Деньги в данном бизнесе решают все, и вот именно их у Maserati на тот момент и не было. С конвейера сходили машины, спроектированные еще в восьмидесятых годах, и ни о каких разработках, а уж тем более о запуске в производство новых моделей и речи быть не могло. В общем, понимая неизбежность краха любимой марки, фанаты смирились с переменой статуса. Тем более что «покровитель» достался тоже не самый плохой. Например, попавшая под «опеку» концерна марка Ferrari чувствовала себя совсем даже неплохо, практически ежегодно радуя ценителей и потенциальных клиентов новыми моделями и модификациями.

 

Правда, в случае с Maserati концерн пошел по другой модели развития. Не желая разрушать имидж эксклюзивного производителя, в первые годы владения Fiat просто инвестировал средства в фирму, предоставляя ее специалистам самим распоряжаться ими. Идея была хорошая, но таким планам не суждено было сбыться. Несмотря на мощную финансовую поддержку и появление новых версий уже известных моделей, таких как Maserati Quattroporte c V-образной «восьмеркой», ситуация продолжала оставаться едва ли не критической. И тогда руководство концерна решило передать все дела Maserati в руки более опытных специалистов.

 

И вот в 1997 года Maserati передали в управление ее главному конкуренту — Ferrari, и шеф Ferrari Лука ди Монтеземоло назначается директором теперь уже только отделения Maserati. Работа закипела, и буквально за два года специалистам из Ferrari удалось сделать очень многое. Объединение компаний приводит к постепенной унификации конструкций автомобилей обеих марок. Качество сборки интерьера и применяемых в производстве материалов было доведено до надлежащего уровня, с производства сняли старые и нерентабельные модели. Но самое главное — впервые за последние годы началась разработка новой модели. Результатом этого стали модели Quattroporte IV Evoluzione и Spyder GT.

 

Продолжение следует

Александр Павлыгин, NOVOSTI.UA