Он был создан 15 лет назад, но при этом на долгие годы определил высокую планку для суперкаров.


Как не парадоксально это звучит, но и среди производителей сверхдорогих болидов, предназначенных для очень богатых людей, постоянно идет борьба с конкурентами и собственными инженерами, с целью сделать автомобиль относительно дешевым. Поэтому в разработке любого автомобиля всегда участвуют маркетологи. Но что будет, если исключить их из производственного процесса, отдав карт-бланш в руки инженеров? Получится автомобиль, стоящий над категориями, легенда в автомобильном мире — McLaren F1.


Восьмидесятые годы ХХ века — золотое время команды McLaren в гонках Формула-1. В 1984 году команда выигрывает 12 из 16 этапов чемпионата. А в 1988 году на гоночных треках уже безраздельно господствуют красно-белые болиды McLaren. Пилоты Айртон Сенна и Ален Прост — абсолютные лидеры чемпионата мира. Подобного успеха не знала ни одна команда Формулы-1. И вполне естественно, что шеф команды Рон Деннис и главный акционер холдинга McLaren шейх Мансур Ойех решают увековечить свои спортивные достижения, создав лучший в истории дорожный суперкар, который станет доступным лишь самым избранным. Так 17 марта 1989 года в Уокинге (Великобритания), по соседству с цехами «формульных» McLaren появилось подразделение тюнинга и мелкосерийных моделей McLaren Cars Ltd.


Задача создания сверхавтомобиля легла на плечи гениального инженера Гордона Марри. Следует напомнить, что с начала 1970-х годов Марри разработан 34 гоночных болида Формулы-1. Именно ему принадлежат многие технические решения, без которых Формула-1 немыслима даже сегодня. Кстати, что касается самого Гордона Марри, то в его планах нового McLaren не было: он вообще собирался навсегда оставить автоспорт и уйти на покой. Рону Деннису пришлось пообещать Гордону, что новый автомобиль, хоть и дорожный, делаться будет без оглядки на цену. Только это смогло заставить Марри взять в руки карандаш и сесть за чертежи. Как гоночный инженер, англичанин был вынужден перебороть свои инстинкты, чтобы автомобиль получился именно дорожным, без оглядки на боевые болиды Формулы-1. Но для любого автомобильного инженера главным воплощением его познаний все-таки является бескомпромиссный суперкар — вершина конструкторской мысли, поэтому основные технологические заимствования все-таки делались из Формулы-1.


В результате «дорожный» McLaren первым из серийных автомобилей получил монокок и наружные панели, полностью выполненные из карбона. Силовой агрегат разместился в середине — это позволяло добиться чуть ли не идеальной развесовки. Подвеска push-rod была позаимствована из Формулы-1 практически без изменений. Следует напомнить, что в начале 1990-х годов карбоновый монокок считался космической технологией, место которой — на треке, но никак не на автобане. Для современных дорожных суперкаров все это является само собой разумеющимся. Но не забывайте, что эта модель создавалась в самом начале 90-х! Даже королева суперкаров Ferrari F40 имела кузов из стеклопластика и сварной каркас из стальных труб! Многим казалось, что Марри делает, по меньшей мере — летающую тарелку, а не автомобиль!


А вот своей необычайной агрессивной внешностью McLaren обязан английскому стилисту, преподавателю Королевской Академии Искусств Питеру Стивенсу. Все же в облике автомобиля его дизайнеру чего-то не хватало, и Стивенс широким взмахом руки добавил двери, открывающиеся вверх, на манер Lamborghini. Теперь идеальный облик болида был полностью завершен. McLaren стал суперкаром, не похожим ни на один другой суперкар в мире.


Однако ни один автомобиль, даже потрясающе красивый, не может обойтись без двигателя. До этого McLaren работал с японской Honda, но имидж этой марки не совсем соответствовал имиджу самого быстрого и самого престижного суперкара на планете. А тут как раз у BMW нашелся потрясающий силовой агрегат V12, который и был взят за основу для сердца McLaren. Гоночное подразделение BMW-Motorsport под руководством еще одного инженерного гения — Пауля Роше взялась за дело. После долгой и изнурительной работы специалисты BMW построили один из лучших моторов в мире — V-образный двенадцатицилиндровый бензиновый двигатель рабочим объемом в 6,1 л, развивающий максимальную мощность в 627 л.с. Причем абсолютно все компоненты двигателя, включая головки блока, систему питания и электронику, были совершенно уникальными и не имели ничего общего с массовыми моторами баварцев.


McLaren весом в 1018 кг, оставаясь и сегодня самым легким суперкаром на планете, развивает максимальную скорость в невероятные на то время 387 км/ч, переняв пальму первенства самого быстрого в мире серийного автомобиля у Lamborghini Diablo. До 100 км/ч McLaren разгоняется за 3,2 секунды, оставив позади практически все суперкары начала 1990-х годов. Следует также напомнить, что рекорд скорости, установленный McLaren F1, продержался целых 12 лет. Название такого болида может быть одно — F1! Кратко и, в то же время, емко, полностью отражая суть, характер автомобиля.


Вся конструкция F1 — сплошные компромиссы. Но о привычном соотношении цена/качество никто и не думал. Компромиссы F1 несколько иного рода — комфорт/скорость. С целью максимально облегчить автомобиль все, что можно было сделать из карбона — сделано из карбона. А то, что никак не могло быть сделано из карбона — сделано из титана. F1 — «дорожная версия» болидов Формулы-1, так что здесь нет гидроусилителя руля, подушек безопасности, АБС и противобусковочной системы. Впрочем, хотя экономия веса оставалась важнейшей задачей при создании болида, тем не менее, англичане решили, что совсем без комфорта никак нельзя. Поэтому в F1 есть кондиционер, электропривод сидений, и даже шерстяные ковры на полу салона. Кроме того, компоновка салона разительно отличается от классической — здесь три кресла, причем водительское — посередине, как у болидов Формулы-1, а пассажирские — по бокам, чуть позади него.


Презентация McLaren состоялась 28 мая 1992 года, накануне Grand Prix в Монако на «формульной» трассе. Впрочем, ничего другого ждать и не приходилось для такого авто. Публика была поражена не только характеристиками автомобиля, неслыханными по тем временам технологиями, но и ценой. Ведь автомобиль был оценен примерно в $1,2 млн! Однако 10 человек тут же внесли первоначальный взнос на покупку суперкара.


В настоящее время существуют всего 100 автомобилей McLaren F1, 75 из которых находятся в руках частных владельцев, 25 — кружат по спортивным трекам. Несмотря на то, что и сейчас найдется немало желающих заплатить заоблачную цену, купить F1 сегодня практически невозможно. Ведь F1 — самый быстрый и самый дорогой в мире автомобиль, вошедший в историю как величайший суперкар ХХ века.

И вот прошло больше десяти лет. Ныне F1 — музейный экспонат, овеянный славой собственных гоночных триумфов, обросший множеством легенд, но не устающий восхищать поклонников, и даже сегодня его харизма заставляет учащенно биться сердце любого любителя бескомпромиссных суперкаров... И вот на этой волне совсем недавно компания McLaren объявила о том, что намеревается начать производство обновленной версии легендарного болида. Пока трудно сказать, что получится у англичан, ведь чтобы оправдать чаяния своих поклонников, им придется еще выше поднять планку требований к своему суперкару. Но, думается, следует просто немного подождать.

Александр Павлыгин, NOVOSTI.UA