В частности, поклонникам гонок на выживание и серий GT хорошо знакомо имя автомобилестроителя Spyker из Голландии. Впрочем, фирма известна главным образом, еще и потому, что в этой стране самостоятельно автомобилей больше не производит никто.
Может быть, название компании Spyker Automobielen В.V. не так известно в широких кругах, зато сам бренд Spyker существует уже более ста лет, то есть намного дольше, чем такие уважаемые марки, как Mercedes, Volkswagen или BMW.
История голландской марки Spyker началась в 1880 году. Она была основана братьями Хендриком и Якобом Спейкерами. Компания задумывалась и создавалась как производитель колесных экипажей. «Золотая карета», построенная в 1898 году, до сих пор находится на службе — ее использует для передвижений по городу королева Дании.


Но развитие науки и промышленности, шло ускоренными темпами вперед, и компании пришлось переориентировать свое производство на выпуск автомобилей. И следует отдать должное, мировое автомобилестроение обязано ей первым в мире шестицилиндровым мотором, первой в истории полноприводной трансмиссией и тормозами на всех колесах, которые стояли на спортивной машине Spyker 60HP. Эту машину братья Спейкеры построили в 1903 году при активном содействии бельгийского изобретателя-самоучки Жозефа Лавиолетта. Тогда этот автомобиль считался последним словом техники и практически все в нем, от шасси до радиатора, было инновационным. В 1905 году появился Spyker 14/18НР Tourer — впервые здесь была установлена круглая решетка радиатора, что очень изменило внешность машины. Автомобиль выделялся тихой работой двигателя и трансмиссии, а благодаря антипылевому щиту он был прекрасно защищен от пыли и поэтому отличался особенной надежностью. И, наконец, в 1907 году автомобиль компании модели Spyker 18/22, оснащенный двигателем мощностью 18 л.с., занял второе место в автопробеге «Пекин — Париж», что с тех пор дало компании право гордиться своими автомобилями.
Участие в столь известной гонке, принесло Spyker еще большую популярность. Модели с характерными круглыми радиаторами расходились по всему миру. Голландские автомобили были настолько продвинутыми в техническом плане, что в Великобритании Spyker напрямую конкурировал с Rolls Royce.
Увы, в том же 1907 году, возвращаясь на пароме из Англии, затонул паром, на котором плыл, в том числе, и основатель компании Хендрик Спейкер, и потеря лидера и идейного вдохновители привела к банкротству фирмы Spyker. Тут еще начавшаяся первая Мировая война внесла свои коррективы, интерес на роскошные автомобили резко упал: людям было не до машин. Spyker был вынужден как-то разнообразить свое производство. Компания объединила свои усилия с голландской фабрикой по производству самолетов Dutch Aircraft Factory N.V. С этого момента, машины отошли на второй план, началось строительство военных истребителей.
Но злой рок преследовал компанию. Бренд за смешные деньги был куплен группой инвесторов, однако для второго брата-основателя Якоба Спейкера в новой команде места не нашлось. В итоге к 1922 году компания снова была объявлена банкротом, после чего один из британских дистрибьюторов автомобилей Spyker завладел компанией и, переименовав ее в Spyker Automobielfabriek, начал заново налаживать производство. Но и эту компанию преследовали неудачи, и в 1926 году деятельность ее была остановлена. В итоге, за так называемый первый этап существования компании Spyker было выпущено порядка 2000 автомобилей.


В конце прошлого века начался новый виток развития марки Spyker. Древние традиции автостроения восстали из пепла и возродились в производстве ограниченных серий эксклюзивных машин. В 1997 году марка Spyker была представлена прототипом Spyker Silvestries V8. В 1999 году началось производство модели С8 Spyder, а в 2000 году на салоне в Бирмингеме широкой публике был представлен оригинальный родстер С8 Laviolette.


9 декабря 2005 года прошла мировая премьера новой модели от Spyker — C12 Spyder. Этот суперкар — первый Spyker, который оснастят сверхмощным шестилитровым двигателем W12 Audi, дающим 500 л.с. и крутящий момент в 600 Нм. Автомобиль развивает максимальную скорость в 325 км/ч. До 100 км/ч с места родстер разгоняется менее чем за 4 сек.
В настоящее время Spyker производит суперэксклюзивные автомобили в ограниченном количестве. Например, за последние шесть лет моделей Spyker C8 было выпущено всего 56 штук. Они строятся исключительно на заказ в течение года-двух. Все это время клиент может наблюдать за этим процессом по Интернету или вживую. Просто богатому человеку попасть в число покупателей Spyker невозможно — для этого нужно еще и занимать высокое положение в обществе. Среди обладателей Spyker — Николас Кейдж, Дональд Трамп, Джордж Клуни, Пафф Дэдди, Бастер Раймс, ждет своей машины Дженнифер Лопес.


Еще один новый проект компании – внедорожник Spyker D12 Peking-to-Paris. Появление этой модели означает, что компания выйдет на совершенно новый для себя рынок. При этом дела у производителя идут весьма неплохо – в последнее время компания активно расширяется. Недавно она вышла на китайский рынок, и уже продала там одно из своих творений более чем за $800 000. Также, голландская марка хорошо известна любителям кино по фильму «Основной Инстинкт 2», в съемках которого использовалось стильное купе Spyker C8 Laviolette.


Так же следует напомнить, что с момента своего возрождения Spyker активно продвигается в мире автогонок. С 2002 года Spyker начал свои выступления в 24-часовой гонке Ле-Мана, где представлен сразу двумя своими гоночными болидами. В 2005 году компания выпустила новую модель Spyder GT2R, которая принесла гоночной команде Spyker Racing подиум в 1000-километровой гонке на Нюрбургринге в Германии.
Ну и, наконец, последняя новость: 10 сентября 2006 года стало известно, что Spyker Cars покупает команду Формулы 1 MF1 Racing и в сезоне 2007 года вывела на старт Гран-При свои машины. Кто бы мог подумать, что после 75-летнего молчания, фабрика в Амстердаме будет создавать болиды Формулы 1?

Александр Павлыгин