Безусловно, это был пример межнационального конфликта. Насколько корректно рассматривать эти события также в контексте "бархатных революций" конца 1980-х - начала 1990-х в странах социалистического лагеря?

 

Проблема власти и борьбы за обладание ею, властных отношений является особенно актуальной в период транзита, когда старые и новые элиты, различные группы и кланы соперничают друг с другом в борьбе за влияние и обладание ресурсами. В большинстве бывших социалистических стран в конце 1980-х - начале 1990-х смена власти произошла посредством "бархатных революций": проходили вполне законные выборы, на которых, согласно народному волеизъявлению, побеждали представители новых, демократических сил, а если власть пыталась сфальсифицировать итоги выборов, то у контрэлиты и общества в арсенале находились мирные способы разрешения проблемы.

 

Однако, история помнит и кровавые развязки, когда все еще сильные позиции власти или неготовность общества к восприятию перемен толкали контрэлиту к революционным действиям, поводом для которых часто становились заранее продуманные провокации. На постсоветском пространстве одним из примеров подобного развития стали события в Азербайджане, которые в начале 1990-х перманентно сотрясали внутриполитическое поле республики.

 

Массовые погромы в Баку в январе 1990 г. вылились в беспорядки под лозунгами свержения действующей власти, став серьезным испытанием для тогдашнего руководства республики, которое старалось ослабить влияние нахичеванского клана. Все еще сильная советская система тогда смогла преодолеть это потрясение, хотя и ценой отставки первого секретаря компартии Азербайджана А.Везирова (которого на этом посту сменил А.Муталибов) и компромиссов с НФА. Однако, те же силы уже в 1992 году смогли посредством еще более гнусной провокации - трагедии ходжалинцев - сместить президента А.Муталибова.

 

Ввод войск в Баку 19-20 января 1990 года был хоть и несколько запоздалым, но необходимым противодействием союзного государства, уверовавшим в свою безнаказанность бандитам, которые в течении нескольких дней убивали, грабили, насиловали, терроризировали неазербайджанское население города - армян, русских, евреев и т. д. По многочисленным свидетельствам очевидцев, именно ввод войск позволил им избежать гибели и истязаний от рук озверевшей толпы. Надо особо отметить, что многие из основных зачинщиков и провокаторов тех событий так и не понесли заслуженного наказания. Более того, основные "идеологи" этих беспорядков, провоцируя толпу, сами оставались на "безопасном расстоянии" от эпицентра событий.

 

Однако, сегодня бакинские события января 1992 г. рассматриваются, - и здесь, конечно, не последнюю роль играет как неприязнь по отношению к советскому периоду, так и целенаправленная работа азербайджанской пропагандистской машины, - исключительно с позиций осуждения необходимого и легитимного насилия, примененного советскими войсками. По словам бывшего председателя КГБ Азербайджанской ССР Вагифа Гусейнова в интервью газете "Московский комсомолец", "с бакинских улиц еще не успели убрать трупы, а боссы демократической оппозиции уже начали переписывать историю", где "про погромы и прочие "неудобные" детали тех событий не сказано ни слова". Там же, рассказывая о своей встрече в октябре 1989-го с лидерами НФА - Абульфазом Эльчибеем и Этибаром Мамедовым, Гусейнов отмечает, что они уже тогда выражали готовность идти на жертвы среди населения, демагогически заявляя: "И вообще, завоевание свободы не бывает без крови. Да, мы знаем, что будут жертвы! Но это будут жертвы во имя свободы!" На вопрос В.Гусейнова, берут ли они на себя ответственность за будущие жертвы и сознательное подталкивание людей на кровопролитие, они подтвердили: "Да, мы считаем, что чем больше прольется крови, тем лучше будет сцементировано мужество и идеология нации".

 

Однако, решающим этапом большого сценария по захвату власти стала трагедия ходжалинцев, послужившая поводом для отставки президента А.Муталибова и расчистке политического поля для Народного фронта Азербайджана. Естественно, жизнь простых людей, вовлеченных в эти авантюры, не представляла для организаторов никакой ценности.

 

Муталибову, пришедшему к власти на волне январских событий 1990 года (где погибли в основном армяне), как раз и пришлось уйти после событий, связанных с гибелью беженцев из Ходжалу (большинство из которых - азербайджанцы) в феврале 1992-го. Но ведь и в январе 1990-го, и в феврале 1992-го это были реальные, а не придуманные события. Так что всё-таки произошло в Ходжалу?

 

Как и при интерпретации бакинских событий, азербайджанская сторона пытается представить миру трагедию ходжалинцев как "геноцид против азербайджанцев". Каждый год 26 февраля осуществляется целый ряд информационно-пропагандистских акций, призванных доказать населению Азербайджана и мировому сообществу, что данные события явились результатом запланированных действий армянской стороны. При этом тщательно замалчивается то обстоятельство, что погибшие жители поселка были обнаружены на подступах к азербайджанонаселенному городу Агдам (12-13 км от Ходжалу) и, что более примечательно, - на местности, контролируемой азербайджанскими вооруженными формированиями.

 

Азербайджанскими формированиями Ходжалу был превращен в огневую точку, из которой они вели ракетно-артиллерийский обстрел Степанакерта; ими также был блокирован единственный аэропорт, обеспечивающий связь НКР с внешним миром. Руководство НКР заранее предупредило власти и население поселка о готовящемся штурме: по словам бывшего тогда комендантом Шуши Р.Газиева, 16 февраля была получена информация о готовящемся наступлении на Ходжалу и, что более важно, об открытом для выхода жителей коридоре по направлению к Агдаму. То, что часть населения не была своевременно уведомлена об этом, говорит о том, что ему уже заранее была уготовлена участь жертв на пути известных сил к власти.

 

Наличие свободного коридора подтвердили организация "Мемориал", бывший глава исполнительной власти Ходжалу Эльман Мамедов, журналисты Шамиль Алекперли, Эйнулла Фатуллаев, который резонно спрашивает: "Если коридора не было, то как тысячи ходжалинцев смогли спастись?!". А также, - что на мой взгляд, является наиболее весомым доказательством, - Аяз Муталибов, признавший в своем интервью, что "коридор, по которому люди могли уйти, армянами все-таки был оставлен". Р.Газиев на вопрос журналиста о причине направления части ходжалинцев в армянское село Нахичеваник, отвечает: "Я слышал об этом и даже о более ужасных вещах, которые творили наши азербайджанцы. Был такой активист Народного Фронта - Эльдар Багиров... Как-то он начал мне рассказывать о тех установках, которые он получил от руководства НФА. Начал рассказывать, но потом остановился. Он чуть с ума не сходил, когда рассказывал о предательстве бойцов из батальонов НФА".

 

Таким образом, преступление против жителей Ходжалу было внутренней провокацией ради политических целей, которые преследовала "контрэлита".

 

Неоспоримым остается факт, что армянские силы не имели физического доступа к месту гибели людей и осквернения тел. Более того, эта местность, как известно, находилась тогда в зоне непосредственного контроля азербайджанских формирований и нелепо даже думать, что армянские силы после взятия Ходжалу и отхода жителей предприняли еще одну боевую операцию с целью глумления над телами погибших. Примечательно, что и сами азербайджанские первоисточники ни слова не говорят о проникновении армянских сил на данную территорию.

 

На некоторых кадрах с места трагедии, которые удалось найти, среди погибших находятся азербайджанские гражданские лица и военные с оружием, что было бы невозможно, если бы эту территорию контролировала армянская сторона. Азербайджанский журналист и оператор Чингиз Мустафаев, два раза вылетавший на место трагедии, в зону, контролируемую азербайджанскими воинскими формированиями, во второй раз, 2-го марта (через три дня после первой съемки), зафиксировал, что часть тел была изуродована.

 

Об этом же спрашивала у А.Муталибова чешская журналистка Дана Мазалова: "Что Вы думаете о событиях в Ходжалы, после которых Вы ушли в отставку? Трупы ходжалинцев были найдены недалеко от Агдама. Кто-то стрелял в ноги, чтобы они не могли уйти дальше. Потом добивал топором. 29-го февраля мои коллеги снимали их. Во время новых съемок, 2-го марта эти же трупы были скальпированы. Какая-то странная игра..."

 

Приведенные факты говорят о том, что мы имеем дело с запланированной и осуществленной провокацией, которая стала решающим этапом борьбы за власть в Азербайджане. Об этом говорит и сам А.Муталибов: "Как говорят те ходжалинцы, которые спаслись, это все было организовано для того, чтобы был повод для моей отставки. Какая-то сила действовала для дискредитации президента". То же самое утверждает Р.Газиев: "Я понимаю, что в Ходжалы была подготовлена ловушка для Муталибова". В тот период у Муталибова было уже слишком мало рычагов влияния на ситуацию. Его приказы саботировались, военные формирования ему не подчинялись, и нужно было лишь легитимировать его отставку.

 

Недавно А.Муталибов начал отказываться от своих слов, убрал из интернета свой сайт, на сайте Ч.Мустафаева теперь недоступны ссылки на кадры его съемок с места трагедии, арестован и приговорен к тюремному заключению Э.Фатуллаев, репрессированы многие военные и политические деятели НФА.

 

Согласно независимому расследованию правозащитного центра "Мемориал", после начала штурма большая часть жителей Ходжалы покинула поселок по коридору, оставленному армянской стороной, а оставшиеся - около 300 человек, - были переправлены в Степанакерт и другие армянонаселенные пункты, где им была оказана необходимая помощь. То есть, не было массового убийства гражданского населения в Ходжалу. В свое время это подтвердил Чингиз Мустафаев, вылетавший в Ходжалу и потом рассказавший А.Муталибову, что заснять на пленку трупы в поселке ему не удалось, так как убитых там вообще не было. Об этом говорил в апреле 1992 года и Аяз Муталибов.

 

Основная часть гражданского населения погибла на подступах к Агдаму, вне зоны доступа армянских отрядов самообороны, но в 700-800 м от передовых позиций азербайджанских вооруженных формирований, у которых, как свидетельствуют А.Муталибов и Р.Газиев, было достаточно сил и средств для помощи ходжалинцам. Надо полагать, эти силы и средства были использованы "надлежащим образом". Обратим внимание на еще один важный момент: согласно докладу "Мемориала", к 28 марта 1992 г. азербайджанской стороне было передано свыше 700 жителей Ходжалу, задержанных как в самом городе, так и по пути в Агдам.

 

Сам этот факт является свидетельством гуманного отношения армянской стороны к гражданскому населению, поскольку в противном случае было бы более логично, если бы эти 400 человек, заблудившиеся на пути к Агдаму, были оставлены на произвол судьбы и разделили участь других своих соплеменников. Что касается неподконтрольных властям вооруженных формирований, то таковые были именно с азербайджанской стороны - диверсионные отряды, которые уничтожали и сеяли страх среди мирных жителей азербайджанских же деревень. И именно они, воспользовавшись слабостью государственной власти, отторгли у азербайджанского государства право на легитимное насилие, став оружием в борьбе различных группировок за власть.

 

Официальная позиция Республики Армения заключалась в том, что Армения является третьей заинтересованной стороной, которая не имеет территориальных претензий и не является участником конфликта, что таковыми являются образованные после распада СССР на территории бывшей Азербайджанской ССР два независимых государства - Азербайджанская Республика и Нагорно-Карабахская Республика. Руководство Армении и лично президент неоднократно выражали свою готовность содействовать прекращению кровопролития и началу мирных переговоров, заявляя, что для Армении приемлемо любое соглашение, исходящее из интересов Нагорно-Карабахской Республики.

 

Для правильного понимания и оценки данных событий необходимо рассмотреть их именно в контексте борьбы за власть в Азербайджане. К сожалению, армянская дипломатия и СМИ не уделяет должного внимания всестороннему изучению и распространению правдивой информации об этих событиях, что создает богатую почву для всё возрастающих спекуляций азербайджанской стороны.

 


Особенно сильна эта пропаганда в странах ГУАМ, которые превратились в трибуну азербайджанской пропаганды. Азербайджанская пропаганда порой осуществляет «феноменальные» провокации. Вспомним, как на днях один из российских информационных интернет-сайтов со ссылкой на азербайджанское информационное агентство распространил дезинформацию про переименование Львова, а некоторые «желтые» украинские информационные сайты тут же проглотили наживку.

 

Даже после опровержения осталось недоверие к доброй десятке украинских сайтов. Здоровой реакцией на прочитанное стало недоумение: как армяне, носители византийских ценностей, живущие на обоих берегах Днепра более 15 веков, могут требовать переименования украинского города на армянский манер? 

 

Очевидно одно, те, которые пытаются навязать пропагандистскую войну, явно недооценивают 6 тысячелетний цивилизационный опыт армянского народа.

 

Марат Акопян