Данный законопроект направлен на совершенствование положений процессуального законодательства в части уточнения оснований для признания исполнительного документа, не подлежащим исполнению.

Проектом закона предлагается внести изменения в статьи 117 Хозяйственного процессуального кодекса, статьи 369 Гражданского процессуального кодекса и статьи 259 Кодекса административного судопроизводства Украины, согласно которым из указанных статей исключается возможность судов признавать исполнительный лист (приказ хозяйственного суда) таким, что не подлежит исполнению в случаях, кроме случая, если он был выдан ошибочно или если обязанность должника отсутствует полностью или частично в связи с его прекращением добровольным исполнением должником или иным лицом, как это предусмотрено в действующих редакциях указанных статей.

Во время обсуждения народные депутаты Украины, поддерживая в целом проект, высказали к нему ряд замечаний, которые будут учтены при его доработке ко второму чтению.

В частности, члены комитета отмечали, что перечень оснований для признания судебного решения, не подлежащим исполнению, должен быть исчерпывающим и четко определенным в законодательстве, что будет способствовать устранению неоднозначного применения соответствующих правовых норм.

На заседании отмечалось также, что Высший хозяйственный суд отмечает, что в судебной практике возникают нередки случаи, когда обязанность должника отсутствует по основаниям, не связанным с его прекращением добровольным исполнением должником или иным лицом. Например, в связи с новацией обязательства или в случае отмены или изменения в апелляционном или в кассационном порядке или по результатам пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решения, на основании которого был выдан, если на момент отмены или изменения приказ еще не было выполнено полностью или частично т.д.

Таким образом, высший специализированный суд считает целесообразным определить, что основаниями для признания исполнительного документа, не подлежащим исполнению, есть случаи, когда он был выдан ошибочно и обязанность должника отсутствует полностью или частично - без конкретизации обстоятельств, с которыми может быть связано такое отсутствие.

Кроме того, как подчеркивали народные депутаты, наличие или отсутствие обязанности должника в каждом конкретном деле должно  устанавливаться судом на основании всестороннего, полного и объективного рассмотрения в судебном процессе всех обстоятельств дела в их совокупности.

По мнению членов комитета, принятие проекта даст возможность обеспечить единство судебной практики по делам о признании судебного решения, не подлежащим исполнению, а также сделает невозможным злоупотребление недобросовестных участников исполнительного процесса.

РБК-Украина