По данным отраслевого издания "Промышленные грузы", за последний год цены на вагонное литье в СНГ выросли на 60%, до 23 тыс. долл. за вагонокомплект. "Подорожание было спровоцировано временной приостановкой действия сертификатов качества Кременчугского сталелитейного завода и "Азовэлектростали" в феврале этого года", - объясняет старший аналитик ИГ "АРТ-Капитал" Алексей Андрейченко.
В свою очередь, заместитель генерального директора по железнодорожной технике российского "Уралвагонзавода" Андрей Шленский отмечает, что повышенный спрос был также спровоцирован отложенным спросом на литье. "Вагонный парк практически не обновлялся на протяжении 5-10 лет, а литейные заводы были загружены не более чем на 50%. Однако пришло время, и литейщики не успевают за спросом со стороны вагоностроителей", - считает он.
В российском агентстве "Infoline-аналитика" подсчитали, что за последние пять лет производство грузовых вагонов в СНГ увеличилось более чем на 60%, до 113 тыс. Однако стоимость вагонов за последний год практически не изменилась, что сказывается на прибыльности вагоностроительных компаний. "Мы стараемся сохранить высокие показатели производства, но нам приходится снижать свою маржу", - констатирует Андрей Шленский. По информации источников, на Стахановском вагоностроительном заводе, его предприятию пришлось снизить маржу до 10%, чтобы конкурировать с другими производителями.
Украинские вагоностроительные предприятия во II квартале еще работали на запасе литья. Однако уже со следующего квартала его подорожание отразится на их рентабельности, отмечает Андрейченко. По его оценкам, в III квартале рентабельность "Днепровагонмаша" снизится с 30% до 21%. Крюковского вагоностроительного завода - с 18,5% до 12%. Стахановский вагоностроительный завод, скорее всего, будет работать с нулевой рентабельностью за счет производства более дорогих типов вагонов.
Гендиректор "Infoline-аналитика" Михаил Бурмистров считает, что предприятия, имеющие собственные литейные мощности (в Украине это "Азовмаш"), прибыльность не снизят, так как стоимость литья на рынке минимум в три раза дороже, чем его себестоимость. По его словам, для остальных заводов маржа может снизиться в 1,5-2 раза, а некоторые компании вообще будут работать с нулевой ставкой.
Эксперты прогнозируют, что до конца года цены на литье могут вернуться на уровень прошлого года.
"С выходом Кременчугского завода и "Азовэлектростали" на полную производственную мощность острый дефицит, сформировавшийся весной этого года, будет покрыт, и цена на литье должна снизиться к концу года. С середины же следующего года цены на эту продукцию стабилизируются с вводом в эксплуатацию дополнительных мощностей по производству литья на "Уралвагонзаводе", Тихвинском вагоностроительном заводе, "Алтайвагонзаводе" и "ВКМ-Стали", прогнозирует Алексей Андрейченко. Однако, по его словам, общая недополученная прибыль украинских заводов во втором полугодии может превысить 200 млн долл. из-за такого стремительного роста цен на литье.