Подписанный закон "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно здравоохранения населения от вредного влияния табака" (№4358, закон 1978-IX) в окончательной редакции рамочно больше всего отвечает требованиям Директивы ЕС 2014/40 о борьбе с табаком. Однако при подготовке документа имели место многочисленные попытки общественных организаций и инициативных групп под видом борьбы с вредным влиянием табака чрезмерно зарегулировать производство и продажу табачных изделий.

Об этом сообщает РБК-Украина со ссылкой на отчет Центра прикладных исследований, посвященному анализу законодательных инициатив по регуляции производства, рекламы и реализации табачных изделий в Украине на предмет соответствия праву ЕС.

Как отмечается в исследовании, ряд законодательных инициатив, подготовленных народными депутатами 8 и 9 созывов, призваны привести в соответствие законодательство Украины и ЕС в части противодействия курению. Однако большинство из них были отклонены или сняты с рассмотрения ввиду низкого качества подготовки, ряда внутренних противоречий и попытки чрезмерного регулирования табачной отрасли нормами, не предусмотренными Директивой и Рамочной Конвенцией ВОЗ по борьбе против табака.

"Законопроекты преимущественно были предложены общественными организациями, традиционно выступающими за борьбу с курением и усиление законодательных ограничений по производству и реализации табачных изделий. Инициированные ими изменения предусматривали более существенные ограничения, чем на тот момент действовали для европейских производителей, или вообще не были предусмотрены требованиями Директивы 2014/40/ЕС", - говорится в отчете.

Авторы исследования, в частности, отмечают законопроект 2813, принятие которого активно продвигалось в медийном пространстве общественными организациями, поддерживающими усиление ограничений по производству и реализации табачных изделий, в частности Украинским центром контроля над табаком, ОО "Життя" и Коалицией общественных организаций и инициатив за свободную от табачного дыма Украину.

Документом предлагалось введение стандартизированной единичной пачки табачных изделий, запрет логотипов и торговых марок, запрет видимого размещения табачных изделий в пунктах продаж (выкладки). Впоследствии эти требования также были внесены в первой редакции законопроекта 4358, который появился под давлением антитабачных ГО.

Ряд других инициатив из этого законопроекта также отсутствуют в нормативной базе ЕС. В частности, в Директиве отсутствуют требования по обязательному введению стандартизированных пачек, запрету логотипов, запрету продажи табачных изделий людям до 21 года. А сами эти запреты не эффективны для уменьшения количества курильщиков, говорится в исследовании. Запрет использования бренда нарушает право потребителей на получение информации о продукте, и может стать прецедентом для любой другой продукции, которую могут признать опасной, считают авторы. Ряд европейских стран от такого запрета отказался именно из-за его неэффективности как метода борьбы с курением, а вместе с другими ограничениями способствует контрабанде.

"Именно в этой редакции, подготовленной Комитетом ВР по вопросам здоровья нации, медицинской помощи и медицинского страхования, наиболее рамочно отвечающей требованиям Директивы 2014/40/ЕС, документ в результате и был принят 16 декабря 2021 года, и впоследствии подписан Президентом Украины 6 января 2022 года. Основная часть закона № 1978-ІХ вступит в силу через 18 месяцев после опубликования, отдельные положения - с 1 июня 2022 года, через 6 и 24 месяца после опубликования документа", - говорится в документе.

Впрочем, кроме требований, направленных на снижение вредного влияния курения, предусмотренные той же Директивой требования по борьбе с нелегальным рынком табачных изделий, в частности, что касается отслеживания производимой продукции, до сих пор не нашли своего отражения в законах Украины, отмечают авторы.

Как сообщалось, 1 июня Верховная рада приняла в первом чтении проект закона №4358 "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно охраны здоровья населения от вредного воздействия табака". В ходе длительных дискуссий, предшествовавших этому, решением комитета ВР по вопросам здоровья нации из проекта убрали большинство сомнительных и даже опасных для экономики и бизнеса норм, которые продвигала антитабачная общественная организация "Життя".